Жители Латвии страдают из-за прекращения курсирования автобусов между городами

© Sputnik / Sergey MelkonovМеждугородний автобус привез пассажиров на Рижский международный автовокзал
Междугородний автобус привез пассажиров на Рижский международный автовокзал - Sputnik Латвия, 1920, 23.04.2023
Подписаться
В начале марта жителей Даугавпилса огорошило сообщение о том, что закроются два оставшиеся к тому моменту последних рейса автобусного коммерческого маршрута № K7983, которым горожане добирались до Риги
РИГА, 23 апр — Sputnik. Как сообщили в автобусном парке Даугавпилса, закрытие упомянутых рейсов связано со снижением пассажиропотока с начала этого года и соответственно их нерентабельностью. И теперь даугавпилчане требуют их возвращения — по их словам, одного только железнодорожного сообщения явно недостаточно, пишет Владимир Веретенников для газеты "Сегодня".

Воспоминания о прошлом

Не все желают прилагать усилия и тратить горючее, добираясь до Риги на личном автотранспорте, да и не у каждого он есть. На помощь всегда приходили автобус и поезд. Поскольку железнодорожное сообщение предлагало график, подходящий далеко не всем, выручал автобусный парк.
Латвийско-эстонская граница в Валке-Валге - Sputnik Латвия, 1920, 22.03.2023
Автобусы между Латвией и Эстонией могут стать реальностью
Автобусное сообщение между Ригой и Даугавпилсом всегда являлось неотъемлемой частью жизни даугавпилчан. У каждого регулярно находятся какие–то дела в столице — туда едут по работе, к врачу, на отдых или в тамошний аэропорт. Для меня самыми веселыми поездками такого рода были путешествия в Ригу вместе с товарищами по нашей команде "Что? Где? Когда?" — на столичные турниры этой игры. Боюсь, мы чересчур весело шумели, мешая остальным людям в салоне…
Впрочем, у каждого пассажира вырабатывался индивидуальный способ борьбы со скукой во время рейса, занимающего без малого четыре часа. Способ, например, автора этих строк — аудиокниги. Большую часть творчества Виктора Пелевина я освоил в автобусе между Ригой и Даугавпилсом.
Не всегда, кстати, этот способ транспортного сообщения был безопасным — случались и катастрофы, уносившие человеческие жизни. Вспоминается, как в конце ноября далекого уже 2005 года я, тогда молодой журналист даугавпилсской "Нашей газеты" (ныне давно несуществующей), делал репортаж об аварии рейсового автобуса Volvo муниципального предприятия DauTrans, возвращавшегося из столицы с пассажирами на борту.
Авария произошла в пятницу в 23.41 на первом километре шоссе Даугавпилс — Рига, неподалеку от памятной горожанам площадки, на которой в советское время возвышался танк–памятник Т–34. Помимо опустившейся ночной темени видимость затруднял обильно пошедший в это время снег — и водитель, не справившись с управлением, врезался в придорожное дерево. Удар оказался столь сильным, что машину практически насадило на пень, образовавшийся на месте снесенного ею дерева.
В тот момент в салоне находилось 47 человек. Те, кому удалось избежать травм, сумели самостоятельно выбраться наружу через окна. Одиннадцати людям потребовалась немедленная врачебная помощь. К сожалению, одна из пассажирок от полученных травм скончалась — но потребовалось немало времени, пока ее тело удалось выпилить из искореженного автобуса. Точно так же, лишь через три часа, удалось извлечь из кабины и водителя — но тот хотя и получил множественные травмы, к счастью, остался жив.
Жертвой аварии стала 47–летняя даугавпилчанка Алла Шадрина, работавшая в санитарной службе при железной дороге. Мать двоих детей возвращалась из Риги с курсов повышения квалификации. На ближайшей остановке ее уже поджидал муж. Пассажирка заблаговременно подошла к дверям, что и стало для нее фатальным… Конечно, такие катастрофы были редкостью, а потому и запоминались надолго.

Не осталось ни одного

В целом автобусные маршруты на Ригу являлись для даугавпилчан вещью столь же обыденной, как поход за хлебом в магазин. И потому известие о полной их отмене подействовало на горожан ошеломляюще.
Чтобы понять, как до такого дошло, необходимо привести предысторию. Когда–то автобусное сообщение, связывавшее Ригу и Даугавпилс, было крайне оживленным — машины по этому маршруту отправлялись ежечасно и салоны были полны пассажиров. А в 2018 году латвийская Дирекция автотранспорта объявила среди автобусных компаний очередной конкурс на маршрут Рига — Даугавпилс и обратно. Его выиграли фирма Nordeka и муниципальное предприятие Daugavpils autobusu parks (DAP). Цену в один конец заложили в восемь евро. Поскольку всех издержек транспортников такая цена не покрывала, государство выплачивало им дотации.
Но в 2019–м на данную трассу позарилась и эстонская компания Lux Express, занимающаяся международными перевозками. Она открыла, получив все необходимые разрешения, два маршрута: Таллин — Рига — Биржай и Биржай — Даугавпилс. Ну а поскольку из Риги в Биржай ездил мало кто, люди выбирали автобусы Lux Express для поездок из столицы Латвии до Даугавпилса. Компания стала предлагать цену за билет в одном направлении в четыре евро и даже меньше — в случае, если он приобретался через интернет.
Предприятие Даугавпилсский автобусный парк и Nordeka выиграли конкурс на маршрут Даугавпилс - Рига - Sputnik Латвия, 1920, 15.03.2023
Как поезд в Латвии победил автобус
В Дирекции автотранспорта предрекли, что если из–за столь опасного конкурента Nordeka и Daugavpils autobusu parks потеряют пассажиров, то государству поневоле понадобится выделять им больше компенсаций, дабы оправдать затраты на дорогу — и все равно в конечном итоге двум упомянутым предприятиям придется сворачивать лавочку.
Сотрудница Дирекции автотранспорта Зане Плоне предупреждала: "Мы не можем гарантировать, что когда Lux Express предельно низкими ценами за билеты выдавит с рынка латвийских конкурентов и станет чуть ли не единственным на маршруте, он сохранит для пассажиров такую же плату за проезд — четыре евро. Например, в Эстонии он также выдавил с рынка автобусных перевозок тамошних конкурентов на разных маршрутах. А когда представители эстонского государства обратились к Lux Express, чтобы компания сделала большие скидки — или вовсе перестала брать плату! — для определенной категории пассажиров, например, для инвалидов, компания категорически отказалась. Иными словами, с Lux Express все очень непросто, и политика работы компании для нас лично очевидна".
В свою очередь, директор Nordeka Сергей Конопиев жаловался на то, что Lux Express работает на латвийском рынке "непорядочно". И пояснял: "Цена в восемь евро за проезд, если не будет компенсаций от государства, для нас не просто низкая… Если автобус идет полупустой, тогда мы работаем себе в убыток. А что уж там говорить о цене четыре евро, как у Lux Express… Эстонская компания демпингует, конечно. Более того, она нередко опускает цену еще больше. Понятно, для чего она работает себе в убыток: чтобы очистить рынок от конкурентов, а потом устанавливать такие цены за проезд, которые будут им выгодны".
Пассажиры в этом споре занимали сторону Lux Express — им нравилась и дешевизна, и уровень сервиса в автобусах этой компании. Поэтому когда было объявлено, что с октября 2021–го она будет выполнять рейсы Рига — Даугавпилс, это было встречено всеобщим одобрением.
Однако спрос на эти рейсы начал постепенно падать, загрузка снижалась — и их стали мало–помалу отменять из–за нерентабельности.

Откуда дизель?

Весной 2022–го АО Lux Express Estonia, к огорчению даугавпилчан, объявило, что отказывается от данного маршрута.
"У Lux Express были амбиции по созданию маршрутной сети между крупными латвийскими городами, но возможность расширения постоянно откладывалась, и не было ясности, где и когда она откроется. Эксплуатация только одного маршрута была экономически нецелесообразна из–за высоких накладных расходов на отправление, что в итоге привело нас к решению закрыть его", — пояснили в Lux Express.
Ходили слухи о том, что уход эстонской фирмы с латвийского маршрута напрямую связан с текущими геополитическими реалиями, приведшими к резкому ухудшению отношений с Россией. Якобы раньше эта компания заправляла свои автобусы в РФ, заполняя там их баки — и таким образом имела преимущество за счет более дешевого российского бензина.
В общем, компания Lux Express ушла — зато об открытии двух дополнительных рейсов на столицу объявило ООО Daugavpils autobusu parks. Таким образом, на тот момент это предприятие суммарно обслуживало четыре рейса Даугавпилс — Рига.
Но к концу прошлого года два из них отпали. На начало 2023–го сохранились лишь два последних рейса Даугавпилс — Рига: один отправлялся в 12.00, другой в 20.20. И вот с 16 марта наступил конец и им. "Предприниматель говорит, что значительно выросли расходы на дизельное топливо, на запчасти, на ремонт, на зарплаты. Поэтому он уже не может осуществлять эти перевозки и просит ликвидировать данные рейсы", — сообщил представитель автотранспортной дирекции Латвии Виктор Закис.
Можно предположить, что определенное влияние на рентабельность рейсов оказало и снижение численности населения Даугавпилса. Город постепенно пустеет в течение уже многих лет — и разглядеть это можно невооруженным глазом…

Рыночек порешал–с…

Даугавпилсский автобусный парк по факту признал свое поражение в конкурентной борьбе с железной дорогой. По словам коммерческого директора DAP Артема Венгревича, "решение о закрытии далось с трудом, однако предприятие больше не может позволить себе работать с убытками". Ведь билет на автобус Рига — Даугавпилс в один конец стоил 12 евро, меньшую цену не получалось обеспечить из соображений рентабельности. В то же время аналогичный билет на поезд обходится всего в 7,25.
Муниципальное предприятия Rīgas satiksme - Sputnik Латвия, 1920, 29.11.2022
Rīgas satiksme не будет утилизировать автобусы и подарит их Украине
Опять же, в пользу железнодорожников говорит выигрыш во времени. "Поездом в зависимости от того, какого типа рейс и с какими остановками, промежуток Рига –Даугавпилс преодолевается на двадцать, а иногда и на пятьдесят минут быстрее, чем автобусом", — поясняет Закис.
Ну и не будем забывать, что железная дорога изначально находится в более выгодном положении, так как дотируется государством — а DAP в число "счастливчиков", получающих госсубсидии, не входит. Благодарить за это следует бывшего министра сообщения Талиса Линкайтса, усилиями которого оказались отменены дотации ряда автобусных пассажирских маршрутов.
Летом 2021–го было объявлено, что с 1 сентября того года маршрут между двумя крупнейшими городами Латвии станет полностью коммерческим — государство перестанет дотировать стоимость билетов и устанавливать стоимость проезда. Тогда председатель Дирекции автотранспорта Кристиан Годиньш обнадежил, что маршрут скорее всего начнут обслуживать несколько перевозчиков–конкурентов — и от этого рядовой пассажир, дескать, только выиграет. Ну а дальше, как говорится, рыночек порешал…
В целом, как считают чиновники, никакой трагедии не произошло. Тем более что поезда из Даугавпилса в Ригу ходят четыре раза в день — в 06.21, в 07.39, в 13.06 и 17.37. Однако сами жители Даугавпилса в большинстве придерживаются другой точки зрения. Местный портал Gorod.lv провел опрос, в ходе которого 52% респондентов указали, что испытывают неудобства от отмены автобусного сообщения со столицей.
Даугавпилчане, опрошенные журналистом газеты "Сегодня", придерживаются такого же мнения. Люди выражают недовольство и обеспокоенность.
Тут следует отметить один немаловажный факт. По нынешним временам крупнейшим слоем населения в Даугавпилсе все больше становятся пенсионеры. А пожилые люди, как известно, чаще других нуждаются в услугах системы здравоохранения. И вот как раз по этой возможности отмена автобусных рейсов бьет сильнее всего.
Пенсионеры указывают на то, что при нынешней политике "оптимизации" здравоохранения многие необходимые медицинские услуги теперь можно получить только в Риге. Соответственно пациентам из Даугавпилса важна возможность своевременно добраться до столицы. А вот с этим нынче сложности.
68–летний Станислав требует: "Необходимо оставить хотя бы один автобусный рейс, отправляющийся в 12.00! Он был очень хорош в тех случаях, если записан к врачу в Риге на время в 16.00. Также и рейс из Риги в Даугавпилс в 20.00 просто необходим — для тех, кто не успевает на последний поезд, отправляющийся в 18.00. И таких людей достаточно много. Я не понимаю — кому выгодно закрывать нужные горожанам рейсы? Почему не спрашивают жителей Даугавпилса? Я считаю, что эту проблему нужно решить как можно скорее!"
Девушка на остановке городского транспорта в Риге - Sputnik Латвия, 1920, 06.05.2022
В Добельском крае ребенка не пустили в автобус
Похожую точку зрения высказывает 74–летний Павел. "Я не могу взять в толк, как можно допустить процесс обособления крупнейшего города Латгалии от столицы. Мне в силу возраста необходимо регулярно посещать врачей — и для этого приходится ездить в Ригу. Врачи не подстраиваются под железнодорожный график, они назначают то время, которое им удобно. А мне что теперь — опоздав на вечерний поезд, придется искать ночлег, чтобы дождаться утреннего? Возникает парадоксальная ситуация. Белоруссия у нас теперь считается недружественным государством, поездки туда не поощряются. Но вот автобусное сообщение Даугавпилса с Белоруссией, в отличие от Риги, сохраняется. И получается, что мне теперь зачастую проще съездить к белорусскому врачу, чем к рижскому. Многие из Даугавпилса к ним и ездят…"

"Рейсы нужно вернуть!"

Недовольные закрытием автобусных поездок горожане создали группу в соцсетях, в которой одни предлагают свои услуги по автомобильной перевозке в Ригу, а другие ловят подходящие для себя рейсы.
А некоторые как умеют пытаются вернуть и привычные автобусные маршруты. Недавно на портале общественных инициатив Manabalss опубликовали петицию с просьбой восстановить автобусное сообщение между Ригой и Даугавпилсом. Автор петиции Вера Семенова пишет: "Между двумя крупнейшими городами Латвии до сих пор курсировали и автобус, и поезд. Однако с 16 марта автобусные рейсы из Риги в Даугавпилс и из Даугавпилса в Ригу были ликвидированы. Учитывая, что на этом маршруте много остановок, с которых люди отправляются в Ригу или Даугавпилс, такое сокращение рейсов может сильно повлиять на возможность для людей добираться до работы или учебы и обратно".
Семенова подчеркивает, что оставшихся возможностей передвижения между городами даугавпилчанам крайне мало. "Я призываю сохранить автобусные рейсы , а также рассмотреть возможность увеличения их количества", — пишет автор петиции.
Прислушаются ли к ней? Хотелось бы, конечно, надеяться на лучшее…
Лента новостей
0