Старикам здесь не место: как сделать город дружелюбным к пожилым

© Sputnik / Sergey MelkonovПрогулка по Мангальсальскому молу
Прогулка по Мангальсальскому молу - Sputnik Латвия, 1920, 29.04.2022
Подписаться
Городам ЕС в настоящее время не хватает услуг и инфраструктуры для удовлетворения потребностей пожилых людей
РИГА, 29 апр — Sputnik. Население европейских городов становится все более немолодым, и городская инфраструктура должна это учитывать, пишет Politico.
Города выглядят иначе для пожилых людей. Станции метро приятны только в том случае, если на них есть действующий эскалатор и для выхода на платформу не требуется помощь проходящего мимо незнакомца. Лучшие парки — это парки с тренажерами, подходящими для пожилых людей; самые дружелюбные районы — это те, где тротуары ровные.
Рижский трамвай - Sputnik Латвия, 1920, 31.01.2022
Пожилые люди в Риге недовольны старыми трамваями
Это не те детали, на которые обращает внимание большинство людей трудоспособного возраста, но они имеют огромное значение для пожилых людей. По мере старения населения Европы они также станут ключевыми факторами, определяющими пригодность города для жизни.
В 2021 году более 20 процентов населения ЕС было в возрасте 65 лет и старше, что делает Европу самым старым континентом в мире. К 2050 году почти каждый третий гражданин ЕС будет принадлежать к этой возрастной группе.
Это представляет собой серьезную проблему для городов ЕС, которым в настоящее время не хватает услуг и инфраструктуры для удовлетворения потребностей пожилых людей.
"COVID стал тревожным звонком для городов, потому что заставил их обратить внимание на пожилых людей, группу, которая была наиболее уязвима во время пандемии, — говорит Кира Форчун, региональный советник глобальной инициативы "Здоровые города" Всемирной организации здравоохранения. — Местные лидеры теперь понимают, что им нужно работать с городскими планировщиками и пересматривать государственную политику, чтобы эти люди не остались без внимания".
Инвалидная коляска на пляже - Sputnik Латвия, 1920, 21.12.2021
Доступная среда нужна 80% латвийцев
Самые срочные изменения часто бывают самыми обыденными.
К примеру, как подчеркивает Форчун, нужно заботиться о тротуарах и своевременно ремонтировать ямы, поскольку даже незначительное падение может иметь серьезные последствия для пожилого человека. Полезно инвестировать и в инфраструктуру, также в ее объекты, например, в скамейки, на которых пожилые люди могут отдыхать во время прогулки.
Некоторые города ЕС уже внедряют инновационные тактики, чтобы сделать улицы более удобными для пожилых людей. К примеру, нидерландский город Бреда выровнял мостовую в своем средневековом квартале, чтобы сделать район более доступным для пожилых людей и жителей с ограниченными возможностями.
Другие сосредоточились на мобильности. На прошлой неделе Лиссабон объявил, что жителям старше 65 лет больше не придется платить проезд в метро, автобусах, электричках и знаменитых желтых трамваях.
Трамвай на улице, в Даугавпилсе - Sputnik Латвия, 1920, 13.05.2021
Politico: в Европу возвращаются трамваи
По данным ВОЗ, доступ к общественному транспорту является ключевым для того, чтобы пожилые люди оставались активными и участвовали в общественной жизни.
"Мы, безусловно, должны сделать автобусы и трамваи более удобными для пожилых людей, а также последовать примеру таких мест, как Лондон, который стремится поощрять активную мобильность с помощью велосипедных инициатив, ориентированных на эту группу", — говорит Форчун.
Одной из самых больших проблем для городов ЕС является жилье для стареющих горожан, которые не хотят проводить свои последние годы в домах престарелых, но рискуют оказаться в изоляции.
"Сейчас пожилые люди полны решимости оставаться самодостаточными, — отмечает Форчун. — Но это не значит, что они хотят жить сами по себе: у них есть большой интерес к совместной жизни".
В Любляне городские власти пытаются удовлетворить это желание, создавая государственное жилье для пожилых людей. Как рассказала Симона Тополиняк, заместитель министра здравоохранения и социального обеспечения Любляны, город также создал схему, по которой пожилые люди могут продавать свои квартиры городскому жилищному управлению в обмен на ежемесячные выплаты и право оставаться в этом жилье до конца жизни.
"Мы хотим, чтобы пожилые люди имели право принимать решения относительно того, где и как они хотят жить в преклонном возрасте", — сказал Тополиняк.
Пожилой мужчина переходит через железнодорожные пути - Sputnik Латвия, 1920, 03.12.2021
Каждый четвертый пожилой человек в Латвии не смог попасть к врачу
Власти итальянского города Удине, где люди старше 65 лет составляют 27 процентов населения, заявляют, что их цель — позволить пожилым людям жить независимо, не чувствуя себя одинокими.
"Большинство наших пожилых жителей — это женщины, которые живут одни, и мы осознаем тот факт, что одиночество может способствовать возникновению таких проблем со здоровьем, как деменция, — говорит Стефания Паскут, координатор проекта "Здоровые города" в Удине. — Мы создали ряд вспомогательных структур, чтобы убедиться, что кто-то навещает этих людей и помогает им с покупками или мелким ремонтом".
В городе также организовано множество общественных мероприятий, таких как уроки рисования и занятия на открытом воздухе, чтобы пожилые жители могли покинуть свои дома и пообщаться с другими людьми.
"Иногда мы забываем, что пожилые люди тоже любят веселиться, — говорит Паскут. — Предлагая им возможность играть в игры, мы даем им возможность более полно познакомиться с городом, продолжая при этом двигаться, что полезно для их здоровья".
Пенсионер считает деньги - Sputnik Латвия, 1920, 11.03.2022
В Латвии партии вступили в предвыборную битву за сердца пенсионеров
Хотя люди старшего возраста являются одними из самых активных избирателей в ЕС, их особые потребности часто упускаются из виду. Однако все большее число городов ЕС создают консультативные советы для пожилых людей, чтобы дать им право голоса в местном законодательстве и городском планировании.
Возможность играть активную роль в общественной жизни стала более важной для пожилых людей после пандемии.
"К сожалению, в результате карантина возникла дискриминация, — говорит Стефания Паскут. — Многие молодые люди начали обижаться на стариков и обвинять их в ограничениях передвижения и во всем остальном".
Паскут пытается бороться с этой тенденцией с помощью схем, которые поощряют взаимодействие поколений, таких как волонтерская программа для пожилых людей в местных школах и молодежная инициатива по обучению пожилых людей цифровой грамотности.
"Это первый случай в истории, когда в наших городах живут так много поколений одновременно, но, как это ни парадоксально, разные возрастные группы редко общаются, — говорит она. — Мы пытаемся это изменить. Взаимодействие является взаимовыгодным: пожилые люди испытывают радость, встречаясь с молодыми, а молодые получают доступ к опыту и традиционным знаниям пожилых людей".
Пожилой человек бежит по парку - Sputnik Латвия, 1920, 23.07.2020
Демограф: жизнь такова, что мы стареем
По словам Форчун, создание городов, удобных для пожилых людей, принесет пользу не только им, но и, в долгосрочной перспективе, нынешнему молодому поколению по мере его старения.
Для достижения этой цели также требуются инвестиции, которые выходят за рамки немедленной помощи пожилому населению и направлены на устранение более глубокого системного неравенства.
"Борьба с бедностью на раннем этапе может иметь огромное значение для здоровья человека в более позднем возрасте", — говорит Форчун.
Особенно это важно для женщин, которые, как правило, живут дольше мужчин.
Лента новостей
0