"Черная дыра" airBaltic и "лидер мультимодальности" Бришкенс за 100 тысяч евро в год

© Sputnik / Sergey MelkonovAirbaltic
Airbaltic - Sputnik Латвия, 1920, 31.01.2022
Подписаться на
Yandex newsTelegram
Изучение деклараций о доходах членов совета airBaltic приводит к неожиданным находкам
РИГА, 31 янв — Sputnik, Людмила Прибыльская. Обидчивое выступление руководителя национальной авиакомпании airBaltic Мартина Гаусса о том, что конкуренты завлекают пассажиров билетами по цене чашки кофе, заставило углубиться в последний годовой отчет организации, ставшей "черной дырой" бюджета Латвии. На удивление, оказалось: глава компании продолжает получать свои 686 701,44 евро в год, а около него еще целый назначенный Минсообщения совет из пяти человек. При этом вознаграждение членов совета в 2020 году возросло.
Из годового отчета явствует: выручка airBaltic за 2020 год уменьшилась в четыре раза (с более чем 500 миллионов евро до 142), а расходы на персонал – только на 21,5%. При том, что численность сократилась с 1716 до 1195 человек (-30,4%), меньше всего от сокращений пострадала администрация (-12%), а еще меньше – отдел продаж (-9%). Зато легко пожертвовали пилотами (сокращение вдвое) и техническими службами (-44%).
За что же так вознаграждают руководство национального авиаперевозчика и приставленных к нему смотрящих? В их числе нашлись уникальные специалисты – такие, как заслуженное должностное лицо Латвийской Республики Каспарс Бришкенс, котируемый на официальном уровне как "опытный лидер в развитии мультимодального сообщения", будучи по образованию всего лишь скромным экономистом.
Председатель правления авиакомпании airBaltic Мартин Гаусс - Sputnik Латвия, 1920, 30.01.2022
В соцсетях обрушились с критикой на главу airBaltic после его слов о цене на перелеты
Каспарс Бришкенс на государственных должностях с 2005 года. Начинал карьеру старшим референтом МИД, будучи членом правления Latvijas Jauniešu kustība (Латвийского молодежного движения). Имел машину "Вольво" 1988 года выпуска, купленную в 2002 году, и кредит в HANSABANKA в размере 1800 латов. Вступая в должность 9 июня, он за полгода не показал никакой зарплаты, полученной по другим местам работы.
За оставшиеся шесть месяцев в МИД он получил 2680,30 лата (около 400 латов в месяц), однако был замечен и повышен в должности до третьего секретаря, в 2006 году получив 9659,96 лата и накопив на счетах в банке (уже Swedbank) 3050 евро.
В 2011 году Бришкенс покинул МИД и стал советником министра сообщения Айвиса Рониса. Внешнеполитическое ведомство на прощание выплатило ему пособие в размере 7380 евро в дополнение к зарплате 8500,84 лата, а на должности советника он получил 2878,57. У него уже появились накопления на счетах в четырех банках, в том числе за рубежом, – в евро и шведских кронах. Как-никак, Швеция ему не чужая: он там трудился в посольстве Латвии и учился экономике в Стокгольмском университете.
В 2012 году 20 июня молодой чиновник очутился в совете airBaltic, совмещая эту работу с должностью заместителя госсекретаря Минсообщения. Тот и другой работодатель выплатили ему, соответственно, 12 150 и 19 701,5 лата, накопления на счетах достигли 30 тысяч латов, и появилась собственная квартира в Риге.
Председатель правления авиакомпании airBaltic Мартин Гаусс - Sputnik Латвия, 1920, 29.01.2022
"Что может полететь за 4,99 евро!" Глава airBaltic возмущен ценами на билеты у конкурентов
В 2013 году он продолжал сидеть на двух и даже трех стульях, представляя министерство в государственных АО Pasažieru vilciens, Autotransporta direkcija, Latvijas valsts ceļi, Latvijas autoceļu uzturētājs до 28 февраля 2013 года, а на должности заместителя госсекретаря находясь до 8 марта 2014 года. За эти труды в совете airBaltic Бришкенс получил 27 тысяч латов, а в министерстве – 11 тысяч. К этому времени министерством руководил уже Анрийс Матисс, который при Ронисе был госсекретарем, непосредственным начальником молодого Бришкенса и курировал всю практическую работу.
В 2014 году 28 октября Бришкенс влился во вновь учрежденное для эпохальной Rail Baltica акционерное общество RB Rail, опять-таки как член совета. В этом международном предприятии он перестал быть латвийским должностным лицом, хотя, очевидно, и был туда делегирован смотрящим от Минсообщения. За последний год госслужбы он получил 38 417,52 евро в airBaltic и 12 124,5 – в министерстве. Накопления на его счетах превысили 55 тысяч евро.
C 2014 по 2018 год Бришкенс совмещал деятельность в советах RB Rail и airBaltic с работой советника министра и внештатного советника.
В 2015 году работодатели соревновались, кто больше заплатит ценному руководителю. Победил airBaltic с результатом 38 415,76 евро, на втором месте оказался RB Rail - 35 434,78 евро, а министерство сообщения оказалось на третьем месте с суммой 30 322,24. В этот момент при выплатах имела место оптимизация налогов: зарплату со всеми налогами Бришкенсу выплатили только из госбюджета, в министерстве, а в акционерных обществах его вознаграждение было проведено по каким-то иным статьям, значившимся в декларации "другие доходы".
Патриотичный Каспарс закрыл свой счет в шведском банке с 2 тысячами крон и сосредоточился на местном накоплении, подбиравшемся к 100 тысячам евро. В том числе неженатый мужчина завел себе накопительную страховку, где собрал почти 25 тысяч.
Доктор экономических наук, проректор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец - Sputnik Латвия, 1920, 25.02.2021
Зубец: Rail Baltica стала насосом для выкачивания денег из стран Балтии
Интересно, что в 2015 году совет airBaltic утверждался как временная структура "до привлечения стратегического инвестора" после того, как из авиакомпании выдавили предыдущего, Бертольда Флика (он же был председателем правления и визионером компании). Однако никакого инвестора – ни стратегического, ни тактического – совет не привлек.
В 2016 году Бришкенс вложил большую часть накоплений в новую недвижимость – домик в Царникаве за 110 тысяч евро. airBaltic и RB Rail перестали "оптимизировать" и перевели его на зарплату, выплатив ему, соответственно, 38 415,6 и 30 тысяч евро.
В 2017 году 8 сентября мужчина стал "политически значимым лицом" – членом правления "Движения "за!" (Kustība Par!). Продолжая исполнять обязанности заместителя председателя совета национальной авиакомпании, он также стал руководителем развития еще непостроенной Rail Baltica. По основному месту работы, где он являлся государственным должностным лицом, ему выплатили 38 415,6 евро, на проектируемой дороге почти вдвое больше: 60 312,92. Снова начали расти его накопления на счетах, истощившихся с покупкой дома: за год на депозите добавилось 30 тысяч, а сумма накопительной страховки достигла 40 тысяч.
В 2018 году в декларации должностного лица появляется супруга Марина. Он продолжает трудиться на двух прежних должностях, получив за год без малого 100 тысяч евро.
В 2019 году ситуация сохраняется, Бришкенс уплачивает почти 30 тысяч евро за услуги по ремонту дома, получает накопленную страховку в размере 49 200 евро, а зарплата в RB Rail почти вдвое превышает государственный airBaltic: 66 911,79 евро против 38 415.6.
Возможно, это и решило дальнейшую судьбу успешного государственного служащего: 25 апреля 2020 года он покинул airBaltic и окончательно перешел на наземную, хотя еще и не построенную магистраль, став главой направления "Стратегии & Развитие". В этом качестве его аттестуют как "опытного лидера в развитии мультимодального сообщения, цепей поставок, инноваций и цифровизации", хотя непонятно, каким образом он смог завоевать и тем более проявить это лидерство, формально надзирая за национальной авиакомпанией и получая зарплату на железнодорожном предприятии, существующем пока только в проектах.
В плюс Бришкену ставят как раз то, что он долгие годы просидел на оплачиваемых государством должностях в качестве члена наблюдательного совета, причем в RB Rail на него только тратили деньги во все возрастающем количестве, в то время, как прогнозировавшаяся к открытию движения в 2026 году дорога за семь лет даже окончательно не спроектирована. Тем временем расходы на строительство ее латвийского участка удвоились. Пишут, что господин Бришкенс был вовлечен в мегапроект все 15 лет его вынашивания – сначала как дипломат.
Официальное открытие строительных работ Центрального узла Rail Baltica в Риге - Sputnik Латвия, 1920, 06.12.2021
Расходы на Rail Baltica в Латвии могут вырасти еще на миллиард евро
В airBaltic за четыре месяца 2020 года заместителю председателя совета выплачено 11 313,23 евро, что несколько меньше в ежемесячном выражении, чем было раньше: 2800 евро против 3200. Рост вознаграждений надзирающего руководства в то время, как компания из-за пандемии вошла в крутое пике, произошел уже без участия Бришкенса. Зато в RB Rail он в деньгах не проиграл: к моменту сдачи декларации должностного лица за неполных четыре месяца ему заплатили 23 тысячи евро.
Он успел за это время также оформить краткосрочный кредит на жилье в размере 15 тысяч евро и купить недвижимость за 60 520 евро в дополнение к квартире в Риге и отремонтированному домику с землей в Царникаве.
Человек, похожий на Айварса Бришкенса, отца Каспарса, баллотировался в Рижскую думу на выборах 1997 года по списку "Отечеству и свободе" и числился в списке как лицо 1960 года рождения с высшим образованием, директор ООО RIGENSIS ASTRA, основанного 8 июня 1993 года и исключенного из регистра 2 января 1998-го. Как видно, у молодого Бришкенса с политикой и карьерой сложилось куда как более мультмодально…
Лента новостей
0