Как вернуть учителей в школы: нужен системный подход

© Sputnik / Roberts VicupsВ школьном кабинете
В школьном кабинете - Sputnik Латвия, 1920, 20.12.2021
Подписаться
Директора школ считают попытки привлечь педагогов в школы через различные проекты краткосрочными решениями
РИГА, 20 дек — Sputnik. В латвийских школах в данный момент не хватает около 600 педагогов: причина и в возрасте учителей, и в том, что увольняются не желающие вакцинироваться, и в низком престиже профессии, заявили участники программы Ģimenes studija на Латвийском радио.
Как рассказала министр образования Анита Муйжниеце проблема нехватки педагогов не стала сюрпризом, поскольку кадры стареют. Она также подчеркнула, что во многих странах ЕС количество учеников на одного учителя гораздо выше.
Министр образования и науки Латвии Анита Муйжниеце. - Sputnik Латвия, 1920, 15.12.2021
Из-за нехватки учителей в Латвии могут начать новую реорганизацию школ
"Мы страна, где меньшее число учеников на одного учителя — девять. В Эстонии 12, в Финляндии 13. В Европе в среднем 14 учеников на одного учителя", — отметила она.
По данным Латвийского союза самоуправлений, большинство школьных учителей в стране работают неполный рабочий день. Только 47% учителей работают на полную ставку или даже больше. Вакансии в рижских школах также в основном предлагаются на неполный рабочий день. С другой стороны, в дошкольных учреждениях более 60% учителей работают более чем на одну ставку.
В случае, если директор работает на перспективу и поощряет обучение педагогов, чтобы один человек мог преподавать несколько предметов, в школе у учителя может быть полная ставка.
К примеру, в Драбешской основной школе уже перераспределили ставки, чтобы персонал не перерабатывал. Ни родители, ни дети не чувствуют нехватку педагогов, заявила директор образовательного учреждения Кристине Пайсума. Однако не во всех школах с ситуацией смогли справиться так легко.
В Огрской 1-й средней школе — 116 педагогов, восьмерых не хватает. Их часы распределяют другим учителям, которые таким образом не ощущают нехватку уроков, но перегружены. Это не долгосрочное решение проблемы, подчеркивает и. о. директора Ирина Григале.
Учебный кабинет - Sputnik Латвия, 1920, 17.11.2021
После локдауна: есть кому взимать налоги, но некому преподавать физику
По ее мнению, попытки привлечь педагогов в школы через различные проекты — "Миссия выполнима", Mācītspēks — это краткосрочные решения, поскольку учителя из этих проектов не остаются в школах. Надо искать долгосрочный выход.
Гундарс Аболиньш, представитель гражданской инициативы "Родители за лучшее образование", подчеркнул: нехватка педагогов — проблема всех школ, и вопрос в том, как выйти из этой ситуации с меньшими потерями.
"Эта ситуация складывалась в течение долгого времени, ситуацию нельзя разрешить сразу. Обстоятельства в школах одинаковые: одна школа их решает, в других как была бездонная пропасть — так и остается. Существенно ситуацию изменила бы государственная поддержка педагогов. Нет другого пути, кроме как изменить системный подход к подготовке педагогов. Должна быть большая государственная поддержка на всех уровнях, где концентрируются на подготовке к школе", — говорит Аболиньш.
Лента новостей
0