Две недели - и ты учитель: кто такие новые педагоги в школах Латвии

© Fotolia / Sergey NivensУченица задает вопрос на уроке
Ученица задает вопрос на уроке - Sputnik Латвия
Подписаться на
Во второй половине сентября 2020 года в латвийских школах было 474 вакансии, и спрос на учителей на неполную ставку выше, чем на полную

РИГА, 2 окт — Sputnik, Юлия Грант. Через месяц после начала учебного года проблема нехватки учителей в Латвии встала перед властями в полный рост, и ее стали перекидывать, как горячую картошку. Министерство образования утверждает, что надо изыскать резервы среди педагогов, работающих на полставки. Сейм пеняет самоуправлениям на нежелание закрывать малые школы. Профсоюз учителей упрекает и тех, и других, указывая, что надо бороться не со следствиями, а смотреть на причины дефицита кадров.

Учебный год начался с 477 вакансиями учителей, и в некоторых школах вести уроки приглашают родителей (например, так решили проблему урока математики в 6 классах престижной Рижской 40-й школы).

Акция протеста Латвийского профсоюза работников образования и науки с требованием выполнения ранее утвержденного графика повышения зарплат - Sputnik Латвия
Директора "воют" от нехватки учителей, министерство свободных ставок не увидело

Председатель профсоюза учителей Инга Ванага объясняет проблему тем, что "не удалось повысить престиж профессии", что подразумевало бы достойную зарплату, вменяемую нагрузку, социальные гарантии. И это надо было делать еще позавчера. Нужна программа поддержки как для молодых, так и для работающих педагогов, потому что как минимум половина самоуправлений столкнулась с дефицитом учительских кадров.

Для общеобразовательной системы, в которой задействовано 26,5 тысячи педагогов, нехватка 2% не смертельна, уверен глава комиссии Сейма по образованию Арвилс Ашераденс ("Новое Единство"). Но вопрос серьезный, признает он, и надо что-то делать.

Решением он считает короткие, двухгодичные программы переподготовки "Учебная сила" (Mācītspēks) для лиц с высшим образованием, которые желали бы работать в школе и таким образом получили бы новые корочки, параллельно без всякого фундаментального педагогического образования работая в школе.

Миссия выполнима?

На призыв "Выполнимой миссии" (Iespējamā misija) в рамках инновационной идеи Ашераденса, как известно, откликнулось около 1000 профессионалов. Ознакомившись с условиями обучения, заявки заполнили 280. По идее, из этих претендентов (программисты, переводчики, бухгалтеры, статистики, ученые) надо было отобрать тех, кто с 1 сентября нынешнего года должен был отправиться в школы, получая вместе с зарплатой также стипендию. Отобрали 146, в том числе репатриантов и многодетных родителей.

"Мировая практика подтверждает, что качественный отбор абитуриентов обеспечивает приход высокомотивированных кандидатов на студенческую скамью, а затем на рабочие места, - рассуждала руководитель программы 2-го уровня "Учитель" педагогического факультета Латвийского университета профессор Иева Маргевича-Гринберга. – Это напрямую влияет на качество образования в целом".

Доска и мел - Sputnik Латвия
Папа у Васи силен в математике: в рижской школе с трудом нашли учителя

Профессор деликатно умолчала о том, что ее родной факультет давно забыл, что такое конкурс. Он не то что не пользуется популярностью – берет всех без разбора, лишь бы заполнить бюджетные места. А в Лиепайском университете в прошлом учебном году ни один абитуриент не пожелал связать свою жизнь с преподаванием точных наук. Аналитика Банка Латвии показала, что уже в 2009-2013 годах уровень аттестатов централизованных экзаменов, поданных в вузы студентами педагогических факультетов, по естественным наукам и математике был средним или ниже среднего. "Плохие собственные знания не способствуют хорошим преподавательским возможностям", - скромно предположил Банк Латвии.

Но даже при этом в целом по стране из 500-600 выпускников в год по педагогическим специальностям две трети сразу проходят мимо школ, где должны были отработать данное им за госсчет образование. "Это связано с низким престижем профессии, зарплатой, а также пониманием, что полученных в вузе знаний недостаточно", - объясняет министерство образования и науки (МОН). Кстати, через 5 лет после выпуска из обучавшихся в вузах молодых педагогов в школах остается 10%, ссылается министерство почему-то на отчеты "Выполнимой миссии", а не на собственные данные.

В рамках "Учебной силы" летние занятия начали 35 потенциальных учителей латышского, 17 – естественных наук, 17 – математики, 31 составил пеструю компанию для обучения технологиям, "культуре и искусству", а также физкультуре.

За какую-то неделю им растолковали, что такое образование, как руководить классом, как приспособить обучение к каждому ученику, обрисовали психологические теории об "эффективном обучении". А за вторую неделю им рассказали, как планировать уроки и дали методику преподавания по выбранным предметам. "Все очень мотивированы и готовы что-то изменить в системе образования!" - заключила профессор Маргевича-Гринберга. Еще бы: должен же кто-то бойкий утереть нос старым кадрам с магистерскими педагогическими дипломами (таковы были раньше требования для учителей с непрофильным образованием для работы в школе).

Миссионерские миллионы

На три года действия "Учебной силы" МОН запланировало потратить 2,9 миллиона евро, из которых 2,3 миллиона – средства Европейского социального фонда (ESF), 522 тысячи – бюджетные, 110 тысяч – средства самоуправлений.

Хотя программа второго высшего двухгодичная, рассчитана она на три года и 100 человек. Таким образом, в каждого студента будет инвестировано 805,56 евро "грязными" в месяц. Немного, чтобы мотивировать.

Инга Ванага считает "Учебную силу" краткосрочным решением, которое не устраняет причин дефицита кадров.

"Надо немедленно садиться за стол переговоров и действовать, - считает профсоюз. – В Эстонии и Литве зарплата учителей значительно выше, чем у нас, а мы все еще боремся за выполнение обещанного правительством графика повышения. Без роста престижа профессии молодежь не придет".

"Да у нас сотни педагогов работают на полставки, какая у них будет зарплата? – возмущается Ашераденс. – Пусть преподают другие предметы, берут классы в других школах в пределах самоуправления. И если учитель хорош, то почему бы ему работать в классах, где не 30, а 60 детей? Никаких проблем!"

Александр Ливчак - Sputnik Латвия
Ливчак: учителю в Латвии нужна достойная оплата, а не бесконечные реформы

Профсоюз учителей мягко напомнил депутату, что школа – не вуз с аудиторной системой, в школе к каждому ученику нужно проявлять индивидуальный подход, а в классе с 60 детьми это проблемно.

"Кстати, почему 60, а не 100?" - едко комментируют учителя.

Про неполную нагрузку учителей на фоне дефицита на пресс-конференции заявила и министр образования Илга Шуплинска (Новая консервативная партия). "30% учителей работают на 0,5-0,7 ставки! В самой системе можно найти ресурсы для устранения дефицита".

Профсоюзу даже неудобно объяснять министру, что такая ситуация порождена принципом "деньги следуют за учеником", а если учеников в школе мало, то на полную ставку учителю просто не набирается часов.

И тут открывается страшное: чтобы взять еще один предмет, как советует Ашераденс, педагогу потребуется получить еще одно образование заочно по двухгодичной программе, причем за деньги. И обойдется это только за само обучение в пару тысяч евро, не считая накладных расходов, если учитель работает не в столице. "Может быть, министерству нужно создать механизм, чтобы облегчить этот процесс учителям, предоставить хотя бы финансирование на оплату вуза?" - спрашивает профсоюз.

Никак не решить за счет "внутренних ресурсов" и возрастные диспропорции: половина учителей в школах старше 50 лет, и если не заняться этой проблемой сейчас, через 10 лет в школах просто некому будет работать. А молодые не тянут психологически, они "выгорают", особенно сейчас, когда проблемы "удаленки" им пришлось решать на ходу и только собственными силами, хотя работодатель обязан был их обеспечить и методиками, и ресурсами, и техникой.

Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала