Заходное фото для супертэга с Линдерманом - Sputnik Латвия, 1920, 02.06.2021
Обзор событий недели в Латвии с Линдерманом и Губиным

Публицист и общественник Владимир Линдерман в беседе с журналистом Sputnik Михаилом Губиным говорит о самых актуальных политических событиях Латвии.

Линдерман: почему русские Латвии не играют в хоккей и что такое латышский средний класс

© Photo Федерация Хоккея России / Dmitry RukhletskiyКубок Черного моря-2019. Матч Латвия - Россия
Кубок Черного моря-2019. Матч Латвия - Россия - Sputnik Латвия, 1920, 04.06.2021
Подписаться
Уголовное дело в Беларуси завели на главу МИД Латвии и мэра Риги, но не заметили депутата - "террориста". Чем это чревато? В Латвии пост главы МВД заняла латышский русский министр. Неужели русские в Латвии не играют в хоккей, потому что они намного беднее латышей?
РИГА, 4 июн — Sputnik. Публицист Владимир Линдерман и журналист Михаил Губин обсуждают самые громкие события недели в еженедельном обзоре для Sputnik Латвия.
После инцидента со снятием белорусского государственного флага с флагштоков чемпионата мира по хоккею в Риге, в Беларуси было заведено уголовное дело в отношении мэра Риги Мартиньша Стакиса и министра иностранных дел Латвии Эдгарса Ринкевичса. Их подозревают в совершении ими умышленных действий, направленных на возбуждение национальной вражды по признаку национальной принадлежности.
В то же время выходка депутата Сейма от партии "Для развития/За!" Айгарса Бикше, который догадался в своем Facebook написать пост с предложением задержать в Латвии хоккейную команду Беларуси и на латвийско-белорусской границе обменять ее на всех политзаключенных, осталась незамеченной соответствующими органами соседней республики.
С чем это может быть связано и какие вообще перспективы имеет уголовное дело против Стакиса и Ринкевичса? Почему гораздо выигрышнее было бы завести дело на Бикше?

"Захват заложников" VS снятие флага

Линдерман подчеркнул, что Беларусь не могла не отреагировать на инцидент со снятием флага в Риге. Отреагировать можно по-разному - на дипломатическом уровне или на уровне секретных операций, экономики, санкций или как в данном случае в правовом поле.
"Я считаю, что в случае Ринкевичса и Стакиса реакция Беларуси чисто симоволическая. Это такая одноразовая политическая карта. Я не представляю, как еще и каким образом что-то можно еще сделать против Pинкевичса. Что, вызвать на допрос министра иностранных дел?" - заметил Линдерман.
Публицист считает, что куда более перспективным стало бы возбуждение Беларусью уголовного дела против депутата Сейма Бикше, предложившего взять в заложники белорусских спортсменов. Это могла бы быть не одноразовая "карта".
Линдерман поясняет, что когда возбуждено уголовное дело, подозреваемого обычно вызывают на допрос. Никто бы на допрос в Беларусь, конечно, не поехал, ни министр, ни депутат Сейма. Но если бы депутат оказался в какой-то третьей стране, то белорусские власти могли бы обратиться к властям этой страны или по системе Интерпола включить его в розыск.
"Представьте, что какой-нибудь высокопоставленный французский чиновник смотрит на бумагу с просьбой задержать главу МИД Латвии. Ясно, что он этого делать не будет. Тем более, что этому министру предъявляют? Что он снял флаг? Во Франции это могут сделать простые мальчишки. А теперь представьте, что на стол такого чиновника ляжет бумага с просьбой задержать человека, который призывал к захвату заложников. То есть потенциального террориста. Я, конечно, не сомневаюсь, что никакая Франция латвийского депутата не выдаст, но серьезный допрос там проведут, потому что, с точки зрения любого западного чиновника, человек, который призывал к захвату заложников - это либо реальный террорист, потому что они с этим все время сталкиваются, либо просто невменяемый. Но в любом случае человека вызовут, допросят, и ему мало не покажется", - пояснил Линдерман.
Он отметил, что когда предпринимаются меры подобные тем, что были в данном случае предприняты в Беларуси, скорее, следует исходить не из того, что кого-то задевает лично, а находить уязвимую точку в лагере противника. И с этой точки зрения ясно, что никаких проблем у главы МИД Латвии Ринкевичса не будет. А вот у депутата парламента Бикше с его призывом брать в заложники - будет.
Публицист заключил, что есть умные шаги, которые приносят реальную политическую прибыль, а есть такие, что больше похожи на пиар.

Латышский русский министр

Тем временем в Латвии назрел реальный правительственный кризис и коалиция в правительстве лопнула, отторгнув партию KPV LV. В этой связи в кабинете министров появились три новых лица и среди них - Мария Голубева, которая пришла на пост министра внутренних дел Латвии взамен покинувшего должность Сандиса Гиргенса.
Казалось бы, Голубева первая русская на этом посту. Но так ли это на самом деле?
Линдерман отметил, что, несмотря на то, что Голубева из русской семьи, она интегрирована в латышскую среду. О чем свидетельствуют и ее политические взгляды. Линдерман отмечает, что она была инициатором поправки, опираясь на которую в Латвии начали латышизировать детские сады национальных меньшинств.
Правда, она утверждает. что ее предложение было компромиссным, потому что радикальные националисты хотели сделать из русских детсадов латышские, а она предложила опираться на мнение родителей.
Но, как отмечает Линдерман, мнение родителей можно подкорректировать, что сейчас и делается. И в Риге департамент по образованию на сегодняшний день русские детские сады активно латышизирует.

"Мне не кажется, что она принадлежит к русскому сообществу. Я не имею в виду кровь и происхождение. Я имею в виду, что она уже очень интегрирована в другую среду. Она пишет в латышских изданиях, она общается в той среде, и так далее", - отметил Линдерман.

Он предположил, что латышские власти, возможно, смогут козырнуть перед европейскими институтами, что в Латвии появился русский министр. Но, как отметил публицист, вопрос о том, русский ты или латыш, это уже вопрос не столько происхождения, сколько принадлежности к сообществу.
А эта принадлежность, как правило, определяется двумя факторами - это русский язык как родной и восприятие истории. И по таким категориям Голубева скорее принадлежит к латышскому сообществу, считает Линдерман.
Депутат Сейма Мария Голубева с цветами в День восстановления независимости Латвии - Sputnik Латвия, 1920, 02.06.2021
Кандидат на пост главы МВД Латвии обозначила приоритеты
Интересно еще и то, что Голубева являлась одной из тех, кто продвигал инициативу о регистрации однополых партнерств в Латвии. И когда ее избрали в Сейм в 2018 году, было заявлено, что впервые были избраны два депутата, которые не скрывают своей нетрадиционной ориентации.
Вторым депутатом является нынешний глава МИД Латвии Эдгарс Ринкевичс, совершивший каминг-аут еще в 2014 году.
Напомним, что Ринкевичс поздравил Голубеву с назначением отдельным постом в Twitter. Пост-поздравление был посвящен не только Голубевой, но и правам ЛГБТК-сообщества. Ринкевичс в публикации отметил, что для достижения равных прав в обществе Латвии предстоит сделать еще очень многое.

"Наша передача политическая. Нас не интересует, кто в постели с кем что делает. Но они заявляют о своей ориентации открыто, придавая этому политический смысл. Так что у нас в Латвии теперь сложилась интересная политическая симметрия", - заметил Линдерман.

Почему русские Латвии не играют в хоккей?

Между тем ознаменовавшийся скандалом чемпионат мира по хоккею продолжается в Риге. И в латышской прессе был затронут интересный вопрос - почему в латышской хоккейной сборной нет ни одного русского игрока?
"Мы живем в государстве, где на уровне Конституции провозглашен приоритет латышской нации. Из этого, естественно, проистекает, что все остальные люди в Латвии - это люди второго сорта и живут они здесь только потому, что поддерживают стремление латышей жить в своем мононациональном государстве, из этого проистекает, что у не латыша всегда меньше шансов пробиться в престижную профессию. Что касается престижных видов спорта, то их в Латвии два - хоккей и баскетбол. Соответственно, русских нет ни там, ни там", - высказал свое мнение Линдерман.
Он заметил, что в футболе много русских, а также игроков других национальностей - потому что это не спорт государственного уровня. Но при этом публицист отметил, что вряд ли даже в хоккее процветает такой киношный национализм, когда русский мальчик приходит в секцию, а ему гневно указывают пальцем на дверь. Такого, конечно, нет, подчеркивает публицист. Но есть миллион обстоятельств, мелких, при которых у латышского юниора будет небольшое преимущество.
Информационный плакат  на заборе вокруг пузыря где пройдет Чемпионат мира - 2021 по хоккею в Риге - Sputnik Латвия, 1920, 31.05.2021
"Это какой-то космос": цены на билеты на ЧМ по хоккею в Риге отпугивают болельщиков
На все это еще влияют и родители, которые, возможно, тоже опасаются отдавать маленьких русскоязычных детей в латышскую среду, опасаясь, что ребенка могут как-то притеснять.
А с другой стороны, ребенок вполне может в эту среду влиться, и тогда команда снова прирастет не русским, а опять-таки латышским игроком, считает Линдерман.
В прессе также было выдвинуто мнение, что русские в Латвии беднее, чем латыши, и у них меньше возможностей отдавать детей в дорогостоящий спорт. И Линдерман считает, что этот материальный аспект реально существует.
Линдерман пояснил, что средний класс в Латвии - это люди, которые могут позволить себе немножко лишнего, то есть что-то помимо оплаты жилья, еды, обслуживания автомобиля. К примеру, хоккей для ребенка, с учетом того, что хоккей - дорогой вид спорта. И у среднего класса эти деньги есть.

"У меня такое ощущение, что средний класс в Латвии на 80, если не на 90 процентов состоит из латышей", - подчеркнул Линдерман.

Публицист отметил, что Латвии в прослойке среднего класса русских почти нет. А латышскую прослойку представляют в основном муниципальные чиновники, которые не то чтобы получают баснословные деньги, но имеют свои надежные, стабильные зарплаты.
Поэтому материально латыши могут позволить себе отдать детей в хоккей, а русские Латвии нет, отметил публицист.
"Когда говорят о дискриминации, это не всегда очевидный вопрос. Хотя, казалось бы, это совсем не так. Но есть социально-экономическая сфера, где много неочевидных вещей. И этим почти никто не занимается. По умолчанию считается, что материальное преимущество в Латвии имеют верхи, а остальные, вне зависимости от национальности, живут одинаково бедно. Но я думаю. что есть это материальное расслоение. И устойчивого среднего класса среди русских нет", - подытожил Линдерман.
Лента новостей
0