РИГА, 1 фев — Sputnik. Конституционный суд (КС) приступил к рассмотрению первого дела, связанного с административно-территориальной реформой, сообщает Rus.tvnet.
Всего иски против реформы подала 21 краевая дума. В настоящее время в КС возбуждено 19 дел и вынесено два решения об отказе в возбуждении дела: заявления Алсунгской и Марупской краевой думы нашли необоснованными.
Марупе придется стать городом
Возражение Марупской краевой думы было примечательным - депутаты возражали против прссвоения поселку Марупе с 1 июля 2022 года статуса города. По их мнению, такая инициатива должна идти от местных властей, а не Сейма.
Депутаты считают, что количество жителей не может быть главным критерием для присваивания статуса города: необходимо оценить структуру застройки, формирование исторического центра, а также общественное мнение. Кроме того, у муниципалитета не было возможности провести качественный опрос населения.
В заявлении говорилось, что Сейм, проигнорировав решение местной думы о дальнейшем сохранении статуса поселка для Марупе, нарушил ряд нормативных актов, которые позволяют как самоуправлению, так и жителям решать соответствующие вопросы. Но КС делопроизводство по заявлению Марупе не завел.
Впрочем, суд согласился начать дело по присоединению Бабитского края к Марупе, но по иску, поданному Бабитской думой.
Квартира без сортира
Остальные иски самоуправлений связаны с нежеланием быть присоединенными или отделенными от них каких-либо территорий: такие иски подали депутаты из Алои, Алсунги, Ауце, Бабите, Царникавы, Гаркалне, Иецавы, Икшкиле, Илуксте, Инчукалнса, Яунелгавы, Кандавы, Лимбажи, Мазсалаци. Также с реформой не согласны Озолниеки, Ругаи, Рундале, Салацгрива, Сала и Варакляны.
В октябре 2020 года КС решил объединить иск Лимбажской думы о присоединении Скултской волости к Саулкрастскому краю и иск Икшкильской городской думы о присоединении Икшкиле и Тинужской волости к Огрскому краю. По делу уже прошли четыре заседания, и следующее запланировано на 10 февраля.
На прошедшем на этой неделе заседании эксперт в области права Эдгарс Пастарс, принимавший участие в разработке административной реформы 2009 года, подчеркнул важность создания самоуправлений, способных выполнять необходимые им функции. По его мнению, сейчас некоторые самоуправления можно сравнить с человеком, который покупает новую квартиру без туалета или ванной комнаты, и идет к соседям, чтобы получить необходимые ему услуги.
Однако, по его словам, это не означает, что самоуправление должно быть максимально большим, потому что крупный муниципалитет не всегда может справиться с управлением.
По словам Пастарса, обвинения в том, что в процессе реализации реформы не были определены цели, неверны - эта цель определена уже в аннотации к документу. Однако, добавил он, не была проведена должная оценка того, какой формат самоуправления является лучшим для жителей Латвии.
Член совета Госконтроля Эдгарс Корчагин также повторил, что большое самоуправление не означает экономически выгодные услуги, а небольшое - дорогие услуги. По его словам, Госконтроль не был вовлечен в разработку реформы и отказался бы от такой возможности, так как в дальнейшем будет проводить ревизии в самоуправлениях.
Взгляд в прошлое
Профессор Рижского технического университета Янис Ванагс в своем выступлении отметил, что неясно, будет ли реформа способствовать росту населения, и не исключил, что через некоторое время численность населения сократится и понадобится очередная реформа. Также он выразил мнение, что в заявленной цели реформы много плюрализма и в некоторых случаях он граничит с псевдонаукой. Например, цель создания равной и долгосрочной системы деятельности местных органов власти утопична.
"Это невозможно, всегда будут различия между муниципалитетами", - считает профессор.
Также он отметил, что в документах реформы не обозначены критерии для создания новых самоуправлений. По мнению Ванагса, эти критерии важны для жителей, чтобы уверить их в том, что они являются главными двигателями развития, составляющей всего государства. Он считает, что эти критерии должны были быть вписаны в закон.
"К сожалению, обещания создать среду для инвестиций также являются утопическим заявлением. В то время, когда население сокращается, конкурентоспособность инвестиционной среды одновременно снижается, и с помощью реформы ничего нельзя улучшить. Исключением является только Рижский регион", - уверен Ванагс.
Он подчеркнул, что любая реформа должна быть ориентирована на будущее, а ни у Икшкильского, ни у Лимбажского муниципалитетов нет ясного и оптимистичного будущего. По его словам, в ходе реформы следовало обозначить социальные, экономические и управленческие преимущества, но этого не произошло - в документах просто использованы статистические данные без научного анализа, направленные не на будущее, а на прошлое.
Депутатов спросили
Бывший министр охраны среды и регионального развития Юрис Пуце заявил, что во время разработки реформы все органы местного самоуправления имели возможность аргументировать свое мнение. По его словам, в новом законе обозначены все цели реформы: создание экономически развитых самоуправлений, которые предоставляют сравнимые между собой услуги за соразмерные расходы.
Действующий министр среды Артурс Томс Плешс, который руководил комиссией Сейма по вопросам реформы, также заявил, что консультации с самоуправлениями проводились и всего в них приняли участие 947 депутатов самоуправлений.
По его словам, чтобы узнать, увенчалась ли реформа успехом, нужно будет рассмотреть ряд факторов через несколько лет.
"Необходимо будет оценить стоимость услуг, потому что уже наблюдается, что для муниципальных образований с меньшей численностью населения стоимость услуг увеличивается", - уверял министр.
Поставили перед фактом
Несмотря на то, что жалобы самоуправлений еще рассматриваются КС, Центральная избирательная комиссия уже определила количество депутатов самоуправлений, которые будут избраны на выборах 5 июня. В шести городах и 35 краях будут избраны в общей сложности 683 депутата - на 56% меньше, чем прежде.
Самой крупной думой страны останется Рижская, а второй по величине станет Огрская краевая дума, так как численность населения в новом крае будет превышать 60 тысяч. Меньше всего депутатов - по 13 - будет избрано в Резекне и Вентспилсе, в которых менее 50 тысяч жителей.