Накануне вечером я одновременно получил письмо из московской медицинской лаборатории и уведомление о выступлении министра здравоохранения Латвии по итогам совещания правительства. Клиника мне сообщила о положительном тесте на наличие в крови антител после вакцинации от коронавируса, а глава латвийского Минздрава Илзе Винькеле объявила жителям Латвии, что на Рождество можно обойтись и без традиционных покупок праздничных подарков.
Вакциной "Спутник V" меня привили полтора месяца назад, и уже тогда в России это не было большим событием. Сейчас по наличию антител я убедился, что вакцина сработала, но и это вовсе не новость планетарного масштаба.
Возможность сделать прививку есть у любого из моих коллег и практически у всех из российских знакомых. Кто-то сделал, кто-то уже и так переболел. Многие пока не собираются или боятся вакцинироваться, некоторые относятся к прививке скептически. И это абсолютно нормально. Человек должен иметь право самостоятельно делать важный для него выбор. Но для принятия решения ему надо иметь объективную и полную информацию. В России она есть. Очень жаль, но объективной информации совсем нет в Латвии.
"Ужас, паника и хаос"
Когда министр здравоохранения Винькеле говорит про рождественские подарки и что без них вполне можно обойтись, все понимают, что завтра правительство примет решение о введении локдауна. Как минимум закроются все непродовольственные магазины, так что от покупки подарков точно придется отказаться. В худшем случае — запретят выходить из дома без уважительной причины и введут комендантский час.
Правительство вряд ли надеется, что такие меры сильно помогут в борьбе с вирусом, — оно просто верит, что других вариантов нет и локдаун вполне можно перетерпеть. Потому что в развитых странах он введен, а где нет, там настоящий апокалипсис. Как в России, например. Да-да, они искренне верят, что Россия хуже всех во всем мире справляется с пандемией, если вообще справляется — просто собирают трупы с улиц и бросают во временные морги.
Совсем недавно, когда Латвия встретила печальный рекорд в 25 умерших пациентов с COVID-19 за сутки, министр здравоохранения давала интервью на русскоязычной радиостанции. Среди прочего она сказала, что где бы она точно сейчас не хотела оказаться, так это в России. Там, по словам Винькеле, ужас — огромные цифры потерь, паника и хаос. В Латвии сейчас критическая ситуация, но, слава богу, не такая, как в России, — если коротко пересказать министра.
Даже не вижу смысла спорить и рассказывать правду о происходящем в России именно здесь, ведь как раз наши читатели, благодаря знанию русского языка и присутствию интереса к жизни соседа, обладают объективной информацией. Министру достаточно было бы просто посмотреть статистику — на пике второй волны пандемии по количеству новых зараженных Латвия обгоняет Россию в разы. Просто надо смотреть не на абсолютные цифры, а пересчитывать их пропорционально населению, все-таки размеры стран несоизмеримы.
Разумеется, в России тоже ситуация тяжелая. Но сравнивать с Латвией, да еще в пользу последней, никак нельзя. Работают магазины и рестораны, открыты театры, можно ходить в кино и бассейны. Можно путешествовать по стране, да еще и получать за это назад 20 процентов расходов. Конечно, люди заражаются и болеют. Но медицина справляется. И даже маски люди носят не столько из-за боязни заболеть, сколько в обмен на работающий бизнес — они так позиционируются: надень маску — спаси любимое кафе от закрытия.
Кстати, ругать латвийскую медицину я не буду, даже не ждите. Медики отлично работают. Героически. Показательно, как врачей хвалит даже главный скептик всего связанного с Латвией после восстановления независимости Юрий Алексеев. Почитайте его пост на Facebook о тесте на COVID — мало кому доставалось столько добрых слов от Юрия Георгиевича, как всей системе здравоохранения Латвии на одном конкретном случае.
Кто обманул Винькеле?
Я просто вернусь к министру здравоохранения Винькеле и ее словам о России. Она не врала. Да, она сказала неправду, но только потому, что верит в нее. Она министр, у нее сейчас огромный массив проблем и задач, с которыми она вполне себе справляется — коллапса в больницах нет, и это ее заслуга.
Она искренне переживает за каждого жителя Латвии, и я точно знаю, что она порядочный, хороший человек. Но откуда ей знать, что на самом деле происходит в России, если живет она ровно в том же информационном пузыре, что и вся латышская часть населения? Не она врет, но ее обманывают. Собственная пресса и обманывает.
Латвия дошла до того уровня, когда превращение собственных независимых СМИ в средство пропаганды ударило по самой власти. Наверное, в какой-то момент власть действительно была довольна происходящим. Вернее так — она не замечала минусов и в целом даже была удовлетворена.
Да, в СМИ кризис, в экономике вообще все плохо. Большие информационные порталы, общественные каналы и радиостанции живут за счет бюджета и не собираются раздражать инвестора — власть. Поэтому хвалят правящих, освещают те проблемы, на которые есть заказ от тех же правящих, ну и рисуют зловещий портрет соседней России, это модно. Коммерческие СМИ экономят изо всех сил: новости делают из пресс-релизов государственных структур, на авторскую аналитику и экспертизу денег нет, Россию тоже ругают — чуют тренд.
Бумеранг пропаганды
Лояльная пресса сначала накачивает правильной информацией население, но потом вдруг выясняется, что под их влияние попадают и люди, ответственные за принятие решений на государственном уровне. Все — от депутатов до министров с президентом — получают одностороннюю, отформатированную информацию, которую чуть ранее сами же и заказали.
Власть в какой-то момент оказывается отрезанной от реального положения дел не только в мире, но и в собственной стране. И ладно, если в итоге министр здравоохранения искренне верит в миллионы трупов инфицированных COVID-19 в России. Но ведь все страшнее — министр не знает, чем на самом деле живет ее собственный народ.
А что делает власть? Она дает санкцию на дальнейшую борьбу с остатками объективной информации в СМИ. Спецслужба заводит уголовное дело против авторов нашего портала. Вполне себе серьезное дело с возможным наказанием вплоть до тюремного, а пока конфисковывает технику, банковские карты и сажает под подписку о невыезде. Граждан Латвии, между прочим. Людей, у которых было не только желание, но и возможность рассказывать жителям Латвии чуть более объективную информацию, нежели остальные латвийские СМИ.
Их не в тюрьму тащить надо, а беречь, и прежде всего это в интересах самих властей в Латвии. Кто еще, кроме них, скажет правду в глаза?