Налоговый прессинг и российский газ: латвийцев заставят покупать новые автомобили

© AP Photo / Nati HarnikЗаправка автомобиля сжатым природным газом
Заправка автомобиля сжатым природным газом - Sputnik Латвия
Подписаться на
Yandex newsTelegram
Один только налог на регистрацию автомобилей позволит властям собрать с латвийцев дополнительно почти 11 миллионов евро, а ведь у Минфина есть и другие предложения; кому придется платить больше и кто пролоббировал такие изменения

РИГА, 17 авг — Sputnik. В Латвии планируют ввести новый налог, который удорожит регистрацию подержанных автомобилей, более актуальных для латвийских экономических условий, но зато будет щадящим для покупателей дорогих электромобилей. Чтобы избежать дополнительных расходов, латвийцы, скорее всего, снова будут ездить на автомобилях, зарегистрированных в Эстонии, пишет Neatkarīgā

Автомобили, архивное фото - Sputnik Латвия
Страсти бушуют: как в Латвии чуть не запретили большую часть автопарка страны

В прошлом году в Латвии пытались ввести прямой запрет на импорт подержанных автомобилей в Латвию, но успехом это начинание не увенчалось. Теперь правительство постеснялось так брутально лоббировать интересы дилеров новых машин, но сама идея ввести некий принудительный механизм обновления автопарка никуда не делась.

Ее поддерживает и компания Latvijas gāze, которая хочет обеспечить дополнительный канал сбыта своей продукции — российского газа. А ведь газификация автопарка в Латвии — это непаханое поле для работы.

Налог запрятали в сообщение по социальной сфере

Если речь идет о честной конкуренции, с двигателями внутреннего сгорания не могут потягаться ни электромобили, которые вдвое дороже, но имеют меньшую мощность, ни сжатый газ, для которого в Латвии пока нет необходимой инфраструктуры.

Стационарный фоторадар - Sputnik Латвия
Водителям рассказали, как избежать удвоения штрафа

Лобби автодилеров в лице Автоассоциации вместе с главой Latvijas gāze Айгарсом Калвитисом пыталось внедрить механизм принудительной замены автопарка в Национальный план по энергетике и климату на 2021—2030 год и связанные с ним нормативные акты. Частично им это удалось, так что предложения Минфина по изменениям налогов на транспорт — это логическое последствие обещаний, данных двум этим отраслям. Конечно, напрямую в тексте это нигде не говорится, и автоналоги включены в документ, который не имеет никакой прямой связи с машинами, — информационное сообщение "О направлениях развития налоговой политики для содействия устойчивости государственного социального и медицинского страхования".

Нужно собрать 12,4 миллиона

Какая связь налогов на автомобили с медицинским страхованием? Никакой. В решении правительства задачи распределены министерствам со следующим обоснованием: "чтобы незамедлительно решить обозначенные в информационном сообщении проблемы, которые связаны с недостаточным социальным и медицинским обеспечением". А вот у автоналогов указано совсем другое обоснование: "чтобы предотвратить приток старых и экологически вредных легковых автомобилей из Западной Европы и их регистрацию в Латвии".

В самом информационном сообщении упоминается и климат: "чтобы в момент покупки повлиять на выбор потребителей в пользу безопасного с точки зрения климата и экологии легкового автомобиля, необходимо снова ввести налог на регистрацию транспортных средств".

Но ведь правительство не может просто написать: "нам нужно собрать больше денег", ведь этот кабмин объявил, что не будет повышать налоги на жителей, но собрать планирует много, дополнительно 12,4 миллиона в год. Или написать, как обещали автодилерам, что заставят жителей покупать новые машины, а газовикам, что обеспечат газификацию автопарка.

Новые штрафы для водителей в Латвии - Sputnik Латвия
Инфографика
Новые штрафы для водителей в Латвии

При этом игнорируется принцип, согласно которому более экологично использовать старые вещи как можно больше, а не покупать все время новые.

Интересно, что при разработке налоговых изменений Минфин даже не привлек Дирекцию по безопасности дорожного движения (ДБДД, CSDD), хотя именно это учреждение ответственно за транспортную политику. О готовящихся нововведениях в CSDD узнали от журналистов, поэтому никак прокомментировать влияние этих предложений на автопарк Латвии сходу не могли.

Вместо субсидий — удорожание

По подсчету Neatkarīgā, больше всего по кошельку латвийцев ударит налог на регистрацию легковых автомобилей, ставка которого будет зависеть от выбросов CO2. В информационном сообщении указана возможная амплитуда от нуля до 540 евро, как уже установлено в Литве. Это значит, что при ввозе старой машины, произведенной в те времена, когда автопроизводителям еще не нужно было беспокоиться о выбросах CO2, платить придется много. А вот если вы хотите зарегистрировать новый автомобиль с микроскопическим двигателем и/или сфальсифицированными данными о выбросах CO2, которые будут меньше 130 гр/км, от налога вас освободят.

Ледник - Sputnik Латвия
Жители Латвии заплатят за борьбу с изменениями климата

Разговоры о мошенничестве здесь не притянуты за уши. Несколько лет назад в ходе так называемого дизельгейта выяснилось, что целый ряд автопроизводителей фальсифицировали данные о выбросах с помощью специального оборудования, встроенного в машину. К таким ухищрениям пришлось прибегнуть, потому что индустрия не справлялась с нормативами Евросоюза. После этого начался закат двигателей внутреннего сгорания, и теперь крупный бизнес делает ставку на электромобили.

Осталось только мотивировать людей их покупать.

В других государствах в этом случае предоставляются субсидии для потребителей, а в Латвии политическим решением повышают стоимость автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.

По подсчетам Минфина, налог на регистрацию легковых автомобилей принесет государству 10,7 миллиона евро в год. Платить его придется в зависимости от объема двигателя и за мотоциклы. Это еще раз показывает, что климатический аргумент здесь не главный, ведь мотоциклы намного экологичнее, чем автомобили.

Вырастет налог на транспорт предприятий

Министерство финансов предлагает также повысить налог на легковой транспорт предприятий, скромно называя это индексацией. На моторы до двух литров ставка вырастет на два евро в месяц; до 2,5 литра — на три евро; до трех литров — на четыре евро. А к служебным автомобилям с еще более крупными двигателями будет применяться новая налоговая ставка в размере 82 евро.

Заправка автомобиля на одной из автозаправочных станций. - Sputnik Латвия
На всю страну одна заправка: латвийских водителей "пересадят" на новое топливо

В информационном сообщении это объясняется так: "Учитывая, что сейчас значительно усиливаются меры по уменьшению изменений климата, одно из мероприятий — попытаться ограничить использование предпринимателями автомобилей с двигателями большого объема для частных целей".

Эти изменения принесут государству еще 1,7 миллиона евро.

Налог на эксплуатацию малых служебных автомобилей также будет пересмотрен в зависимости от выбросов. В результате этого, к примеру, в год налог на пикап "Тойота" с дизельным двигателем объемом 3,2 литра вырастет с 219 до 264 евро.

Новая процедура — новые подсчеты

В прошлом году в контексте национального климатического плана правительство обсуждало возможность повысить ежегодный налог на эксплуатацию для всех машин с двигателями внутреннего сгорания. Но в нынешнем предложении налог сохранился на прежнем уровне. Другое дело, что для отдельных категорий двигателей новых машин налог может вырасти, а для других снизиться. Это связано с новой методикой измерения CO2, введенной в Евросоюзе после "дизельгейта".

Сейчас в зависимости от уровня выбросов CO2 и кубатуры действуют 22 различных ставки в диапазоне от нуля до 1056 евро в год. В соответствии с новой процедурой всемирного гармонизированного теста для легковых автомобилей, определяющим будет только объем выбросов, и в соответствии с ним применяются 14 ставок от нуля до 756 евро в год. Эти условия будут относиться к новым автомобилям.

Возможны неприятные сюрпризы

В целом из предложения Минфина можно сделать вывод, что за более старые автомобили, на которых ездит большинство латвийцев, придется платить больше — в зависимости от мистического показателя CO2.

По данным CSDD, в Латвии средний возраст легковых автомобилей, которые технически находятся в нормальном состоянии, составляет 12,5 года. В техпаспортах многих машин объем выбросов не указан, а значит, новых владельцев в день регистрации и техосмотра могут ждать очень неприятные сюрпризы. Конечно, если правительство на заседании 18 августа утвердит информационное сообщение Минфина "О направлениях развития налоговой политики для содействия устойчивости государственного социального и медицинского страхования".

Лента новостей
0