РИГА, 2 ноя — Sputnik. С подачи возмущенных автоторговцев всю минувшую неделю в Латвии бушевали страсти из–за планов фактически запретить традиционный автотранспорт ради спасения экологии, пишет латвийская газета "Сегодня".
Довольно радикальные предложения содержались в Плане по нацэнергетике и климату, который продвигало минэкономики, а также в Плане поддержки альтернативного топлива, который продвигало минсообщения.
Сейчас правительство оправдывается, что общественность все не так поняла — эти планы были всего лишь выставлены на обсуждение. Что ж, обсуждение удалось в полной мере. В соцсетях — и не только там, бушевали страсти.
Давайте же разбираться, уважаемые читатели, что произошло и что будет дальше.
Из-за чего начался скандал
В течение нескольких дней в Латвии бурно обсуждали весьма жуткие перспективы: налоги авто повысят так, что машины смогут себе позволить только богачи, это станет привилегией богатых и фатальным бременем для остальных латвийцев. Такие планы содержатся в Нацплане по энергетике и климату на 2021–2030 годы, а также в Плане по нацэнергетике и климату, который продвигало Министерство экономики.
Документы должны были создать в Латвии такие условия, чтобы только избранные могли передвигаться на автомобилях, оплачивая огромные налоги за езду на традиционном топливе, и чтобы покупали электромобили или выбирали новые виды топлива, например, столь продвигаемый экс–премьером Айгарсом Калвитисом природный газ.
Но во всех случаях выплаты предполагались неадекватными и нечестными — возмутились и автоторговцы, и простые владельцы авто.
Жители Латвии и по финансовым причинам, и по соображениям заботы об окружающей среде машины используют по десять–пятнадцать лет. Поэтому в этом документе были прописаны механизмы, которые бы искусственно ограничили рынок. В том числе ограничили бы традиционный рынок импорта автомобилей.
После того как СМИ подняли эту тему, те, кто продвигал оба документа, стали оправдываться и утверждать, что их не так поняли. Министерство экономики заявило, что "План по национальной энергетики и климату не предусматривает повышения налогов на автомашины", а только "описывает набор различных мер".
В свою очередь, минсообщения заявило, что на их домашней странице опубликована старая версия "Плана поддержки альтернативного топлива", а новая еще не актуализирована, и это недоразумение. Импорт машин не будет запрещен.
Партия "Новое Единство", представителем которой является премьер–министр Кришьянис Кариньш, призвала партии коалиции, в чьем ведении находятся министерства экономики и сообщения, приостановить дальнейшую разработку документа и существенно пересмотреть его с учетом общественных интересов Латвии.
Водителей хотят "пересадить" на природный газ
Чтобы все же как–то выполнить требования ЕС по выбросам СO2, заговорили о снижении акциза на сжатый природный газ для автомобилей (CNG, СПГ). В середине сентября три министерства — финансов, экономики и сообщения — начали переговоры с компаниями Latvijas gāze, сетью автозаправок Virši–A и автопроизводителями.
Однако сейчас в Латвии нет инфраструктуры, обеспечивающей заправку этим видом топлива — в стране работает единственная такая публичная заправка, сообщает передача "Личное дело" Русского вещания LTV7.
Сейчас акциз на CNG в Латвии составляет 9,64 евро за МВт–час. В Эстонии этот налог в два раза меньше, а в Литве его нет вообще. Сжатый природный газ был выбран правительством как альтернатива на пути к электромобилям.
Тем временем уже пользующийся популярностью у водителей сжиженный нефтяной газ (LPG) не рассматривается в качестве экологической альтернативы. В 2025 году правительство намерено даже поднять акциз на него.
Однако с внедрением природного газа есть несколько проблем. Во–первых, в настоящий момент даже Дирекция безопасности дорожного движения (ДБДД, CSDD) не может проверять CNG автомобили из–за отсутствия соответствующего сертификата. Эта услуга будет доступна только с 2021 года. Поэтому все автомобили, которые сейчас на CNG колесят по стране, получают техосмотр только в соответствии с визуальным осмотром.
Во–вторых, пока в стране действует не менее 90 LPG–заправок, публичная заправка, предлагающая CNG, только одна. Ее 6 мая этого года открыли в Екабпилсе.
Машины на газе начнут проверять с 2021 года
На прошлой неделе Кабинет министров поддержал изменения в правилах о техосмотре и контроле на дорогах. Среди прочего предусмотрены и повышенные требования к газовым установкам в машинах. Активно проверять их начнут с 1 января 2021 года.
В аннотации к законопроекту министр сообщения указал, что в последние 10 лет в ЕС растет количество машин на сжатом природном газе (CNG). Такие авто намного более экологичны, их выбросы намного ниже, чем у бензиновых и дизельных. Однако у них есть особенности в сравнении с машинами на нефтяном газе: природный газ хранится на заправках в емкостях с давлением примерно 270 бар, в полностью заправленном автомобиле давление достигает 200 бар, в момент заправки — около 250 бар. Для сравнения: давление в системах с нефтяным газом — до 10 бар.
Тут возможны всяческие риски, поэтому решено ввести дополнительные проверки газового оборудования. Их должны будут проводить сами водители, а при прохождении техосмотра инспектор будет убеждаться, что у баллона не истек срок годности и проверки проводились регулярно.
Появились в правилах и другие требования. Например, запрет ставить на переднюю ось грузовиков восстановленные шины, так как в последнее время из–за лопающихся шин случается множество аварий.
Уточнены также требования к проверкам световых приборов, стояночного тормоза, устройств сцепления.
Средний возраст машин растет
Автоторговцы продолжают ждать неприятностей. "Нет вопроса, запретят ли в Латвии дизельные автомобили из Евросоюза, вопрос — когда", — указал в интервью изданию Dienas Bizness председатель совета Wess Group Александр Оскинс, говоря о будущем дизельных двигателей в Европе.
Оскинс напоминает, что то, что в Латвии в среднем очень старый автопарк, и то, что средний возраст машин растет, своего вида сигнал тревоги. Практически все автомобили из числа зарегистрированных в Латвии машин или уже запрещены, или уже в ближайшее время будут запрещены для использования в Европе".
Немного статистики: в 2018 году было зарегистрировано 19 тысяч новых автомобилей и в 2,8 раза больше — 54 тысячи — подержанных машин, из которых 85% с дизельным двигателем, и 78%, или 41 тысяча, в возрасте 8–29 лет.
Картина не изменилась и сейчас, так как за девять месяцев было зарегистрировано 39 тысяч подержанных автомобилей, что на 2% больше по сравнению с тем же периодом 2018 года. Кроме того, 87%, или 35 тысяч, из этих автомобилей с дизельным двигателем, 78% из пользованных автомобилей — в возрасте 8–29 лет.