РИГА, 14 мая — Sputnik. Дрон, бесконтрольно улетевший с учений в начале мая, могут и не найти, допускает его владелец, глава предприятия UAV Factory Константин Попик. Об этом он рассказал в журнале Ir.
Шутки и тревоги
Из-за пропажи беспилотного аппарата 2 мая Агентство гражданской авиации ввело ограничения на использование латвийского воздушного пространства, а к поискам дрона подключились Национальные вооруженные силы.
В социальных сетях происшествие вызвало бурю диванной аналитики и остроумия. Амплитуда "мифологии дрона" колебалась от геополитической — что управление им перехватили во враждебных целях и неизвестно что может произойти, если он залетит в Россию — до юмористической. (Например, такая шутка: в 2038 году станция NASA на Марсе заметит дрейфующее над Латвией, заросшее мхом воздушное судно с гнездом черного аиста на крыше).
Владельцу аппарата, председателю правления UAV Factory Константину Попику не до шуток. Он пока не может ответить на вопрос, почему контроль над аппаратом был потерян, поскольку процесс расследования только начался. По его информации, дрон, которому топлива могло хватить до вечера 5 мая, возможно, приземлился в Рижском заливе.
"Долголетающий пингвин"
Как отметил Попик, пропавший аппарат — не такой дрон, который сейчас любой может купить в магазине. Его предприятие производит профессиональные беспилотные воздушные аппараты высокого класса, которые продаются в более чем пятидесяти странах. В 2018 году предприятие заключило договор с Национальными вооруженными силами. Кроме того, его продукцию покупает, к примеру, Европейское агентство морской безопасности.
Значимое отличие от обычного дрона — это способность нести самое разнообразное и очень дорогое оборудование для использования в профессиональных целях — как гражданских и исследовательских, так и военных.
Но пропавший аппарат шириной 5,5 метра, длиной 3,5 метра, массой 25 килограммов отличается и от других производимых на предприятии. В том, как он выглядит, нет ничего необычного, но он взлетает и садится вертикально, как вертолет, так что это "совершенно отдельный класс летательных аппаратов", отметил Попик. У него даже не было отдельного названия, но та модель, которая массово продается, называется "Пингвин", поэтому и эту модель внутри предприятия пока что называют "Долголетающий пингвин".
Шел на рекорд
По словам Попика, полет проходил под строгим контролем на специально закрытом для этого участке воздушного пространства. Аппарат летал по кругу в двухстах метрах от контрольной станции, как обычно и происходит на таких учениях. Самое важное — проверить управление и безопасность такого аппарата.
Планировалось также установить мировой рекорд длительности полета — примерно 90 часов (сейчас летательные аппараты такого класса летают не больше 32 часов).
Внутреннее расследование на предприятии должно выяснить, как в таких условиях мог пропасть "напичканный электроникой робот", как в одном из интервью Попик охарактеризовал продукт своей фирмы.
Остался в Латвии
Рассматриваются все возможные аспекты — как технические, так и человеческий фактор. Но разработчик считает, что версия о перехвате контроля над аппаратом маловероятна, как и то, что аппарат, который способен передвигаться 90 часов со скоростью 70 километров в час, мог улететь в другие страны.
"Конечно, самое простое — нарисовать на карте прямую линию и посмотреть, куда он мог попасть, но на самом деле так не происходит", - объяснил Попик.
Однако в целях безопасности предприятие само выдвинуло такую версию, чтобы предупредить соседние страны, что есть такой риск, хоть он и мал.
Как объяснил Попик, аппарат, летающий по кругу, после потери контроля постепенно "дрейфовал из его зоны", в том числе под влиянием ветра. Но потом на протяжении трех дней ветра почти не было, поэтому он почти наверняка приземлился в Латвии.
Анализируя сообщения от жителей (которые в большинстве своем оказались не связаны с искомым объектом и касались, к примеру, не только птиц, но и самолетов НВС, которые были направлены на поиски пропавшего дрона), сделан вывод, что в последний раз аппарат был заснят в субботу, 2 мая, в 19:30 — через восемь часов и двадцать минут после взлета — и больше его не видели. Поэтому нельзя исключать возможности, что полет дрона оборвался уже в субботу. Если это все же не так, наложив координаты последнего появления аппарата на карту и приняв во внимание направление и скорость ветра, специалисты предприятия подсчитали, что после того, как топливо закончилось, дрон мог сесть в море. Правда, Попик подчеркнул, что и это всего лишь версия.
При чем тут госслужащие?
Агентство гражданской авиации начало против UAV Factory дело об административном правонарушении за неконтролируемый полет воздушного аппарата. На время расследования предприятие лишили долгосрочного разрешения.
Министр транспорта Талис Линкайтс инициировал проверку действий должностных лиц и госучреждений "в связи с пропажей и поиском" воздушного аппарата.
Этот вопрос Попик обсуждать не захотел: "Я не могу комментировать — прямо скажу, просто не могу, к сожалению, комментировать этот вопрос".
Неудачи при испытаниях новой техники неизбежны. Еще в 2012 году Попик рассказывал, что первый летательный аппарат они с друзьями сконструировали еще в 2006 году — и "он, конечно, упал, других вариантов нет".
Однако у предприятия уж более десяти лет опыта испытаний и семь тысяч часов полета, и оно улучшало "главный параметр продукта — безопасность", отметил Попик. Ни у одного предприятия в Европе не было столько часов полета аппаратов такого класса, так что в этом смысле UAV Factory — один из лидеров в мировом масштабе.
"Семь тысяч часов нельзя налетать за один день", - отметил Попик, подчеркнув, что это преимущество UAV Factory по сравнению с конкурентами.
Что-то упустили
Само предприятие сравнительно невелико — у него около 120 сотрудников и 10,5 миллиона евро оборота в прошлом году, но оно быстро растет. Базируется фирма в Марупе и в американском штате Орегон.
"Число часов без инцидентов на очень высоком уровне. Таких инцидентов и даже близких к этому у нас никогда не было", - заявил Попик.
Но инцидент произошел. После пропажи аппарата министр Линкайтс заявил, что в правилах использования дронов и надзора за ними, недавно принятых правительством, возможно, "что-то упущено".
Попик отметил, что у предприятия хорошее долгосрочное сотрудничество с госучреждениями, и они понимают, что "технология новая, и чудес там не происходит".
"Посмотрим, что произойдет", - добавил он, допустив, что аппарат так и не найдут.
История потерянного дрона: за кем Латвия собиралась следить>>