РИГА, 14 мая — Sputnik, Андрей Солопенко. Политические процессы в Латвии часто движутся по инерции, и отношение к политикам со стороны общества может не меняться годами. Однако внезапно возникший "коронакризис", вынудивший ввести в стране режим чрезвычайной ситуации и ударивший по экономике, резко изменил сложившийся расклад: дал одним членам кабинета министров шанс значительно улучшить свою популярность, тогда как другим, наоборот, сильно подпортил рейтинг.
Премьер опередил президента
Согласно проведенному в апреле опросу компании Factum, среди трех первых лиц страны – президента, спикера Сейма и премьер-министра – деятельность последнего во время длящейся уже третий месяц чрезвычайной ситуации жители Латвии оценивают лучше всего. Так, 51% респондентов относятся к работе Кришьяниса Кариньша положительно и всего лишь 17% – отрицательно. Тем самым его оценка составляет +34 пункта, что делает его еще и самым популярным политиком среди членов руководимого им кабинета министров.
Интересно, что еще в конце прошлого года, по данным Центра SKDS, оценка деятельности Кариньша была -6,4 пункта, то есть латвийское общество относилось к нему скорее отрицательно, чем положительно, считая его ответственным за все проблемы, происходящие в стране. В то же время, хоть за прошедшие полгода проблемы в экономике Латвии только усилились, однако, видимо, спокойный и уверенный тон премьера вселил в латвийцев хотя бы кратковременную надежду на лучшее, добавив Кариньшу очков.
Конечно, если в течение лета ситуация в латвийском народном хозяйстве не наладится, рейтинг премьера резко пойдет вниз, и ему уже сейчас следует задуматься о том, что делать с проблемными отраслями после окончания режима чрезвычайной ситуации.
А президенту Латвии Эгилсу Левитсу нужно подумать, как улучшить популярность. Ведь если в декабре оценка его работы была +22,5 пункта, то ныне упала до +13, так что он утратил статус одного из популярных политиков Латвии.
Правда, если оценка Левитса все же положительная, то поддержка спикера Сейма Инары Мурниеце находится на отрицательных значениях. Лишь 9% населения хорошо относится к ее работе во время чрезвычайной ситуации, и в целом ее оценка составляет -11 пунктов. Вообще отрицательное отношение к деятельности Мурниеце наблюдается уже долгое время, и за прошедшие полгода оно только усилилось, так что ей придется очень сильно постараться, чтобы улучшить свой имидж в глазах общества.
Благодарные кризису
В то же время некоторым министрам кризис обеспечил небывалый взлет рейтинга. Например, Илзе Винькеле – нынешний министр здравоохранения – стабильно находилась в числе самых непопулярных политиков, из-за чего даже не смогла избраться в 13-й Сейм, скатившись с первого на последнее место в списке. Однако ныне она является самым популярным министром – ее деятельность одобряет 49% опрошенных респондентов, и в целом ее работа оценивается в +24 пункта.
Судя по всему, жители страны положительно оценили невысокое количество зараженных коронавирусом по сравнению с соседними Литвой и Эстонией, а также с другими странами Евросоюза, где ситуация намного хуже. Все это, естественно, сыграло на руку Винькеле, и если не случится резкой вспышки заболеваемости, она явно выйдет победителем из этой ситуации. Это существенно увеличивает ее шансы на переизбрание в новый Сейм, хотя после выборов 2018 года многие эксперты считали, что ее политическая карьера движется к закату.
Министр иностранных дел Эдгарс Ринкевичс также смог увеличить свою популярность. Его оценка деятельности равна +19 пунктам, тогда как в декабре она была в отрицательных значениях (–14,8 пункта). Его ведомство занималось репатриацией застрявших в других странах жителей Латвии и успешно смогло эвакуировать многих из них на родину. Тем самым Ринкевичс смог показать себя неплохим управленцем в чрезвычайной ситуации, что непременно усилит его положение в правительстве и может способствовать дальнейшему росту популярности "Нового Единства".
Кроме этого, латвийцы положительно оценивают работу министра сообщения Талиса Линкайтса (+7) и министра внутренних дел Сандиса Гиргенса (+5). Правда, в их случае есть довольно большая доля респондентов, у которых нет мнения в отношении этих политиков или которые оценивают их нейтрально. Это указывает, что они неизвестны широкой общественности, поэтому и особого повода для радости своими положительными оценками у них не должно быть. Ведь не исключено, что при широкой узнаваемости и отношение к ним может измениться в худшую сторону.
Без широкой поддержки
В то же время в других ведомствах "коронакризис" выявил существенные проблемы, которые, естественно, отразились на популярности министров, отвечающих за эти направления. Так, 32% респондентов негативно оценивают работу министра образования Илги Шуплински. Это явное следствие проблем в дистанционном обучении, на которое оказались вынуждены перейти школьники и учителя после введения режима чрезвычайной ситуации и закрытия школ.
Правда, стоит отметить, что 24% опрошенных положительно оценили ее работу, видимо, считая, что все могло быть и хуже, поэтому и общая оценка Шуплински хоть и вышла отрицательной (-8), но все же оказалась лучше, чем она была в конце прошлого года (-29,9), когда учителя так и не дождались обещанной прибавки к зарплате.
Отрицательная оценка (-11) наблюдается и у министра земледелия Каспарса Герхардса, что указывает на опасения латвийских крестьян, которые из-за "коронакризиса" рискуют не вырастить и не реализовать свою продукцию в достаточном объеме.
Действия министра юстиции Яниса Борданса и министра регионального развития Юриса Пуце респонденты оценили куда негативнее. Оценка работы Борданса составляет –20 пунктов, а Пуце равна –21 пункт, что говорит о серьезных проблемах, которые могут ожидать этих политиков. Ведь их рейтинг и до чрезвычайной ситуации не был положительным, а значит, шансов на его улучшение у них немного. Тем более что ни проталкиваемая Пуце административно-территориальная реформа, ни постоянные конфликты Борданса с другими партнерами по коалиции не добавляют им популярности.
Однако наиболее непопулярным министром стала Рамона Петравича (-24), отвечающая за благосостояние. Что и понятно — многие жители из-за кризиса оказались без работы, но не смогли получить пособие за простой.
Думается, что и после того, как режим чрезвычайной ситуации будет постепенно смягчаться, ее рейтинг останется негативным. Ведь ясно, что быстро восстановить экономику не получится, поэтому Петравиче предстоит столкнуться с куда более сложными вызовами, которые определят как ее политическое будущее, так и дальнейшую жизнь всего правительства и работающих в нем министров.