РИГА, 8 мая — Sputnik. В День Победы, 9 мая, вокруг памятника Освободителям Риги будут установлены знаки, запрещающие собрания, будет запрещена торговля и остановка общественного транспорта. Означает ли это, что власти опасаются несанкционированных собраний?
Справедливы ли намеки правительства Латвии на то, что все латыши были на стороне нацистов, якобы защищая независимость Латвии? Очередные поправки к закону о запрете ношения советской формы, а также ужесточение штрафов за использование русского языка. Зачем все это?
И зачем министр юстиции Янис Борданс выдумал очередную байку о том, как "несчастная" Латвия кормила весь СССР?
Об этом и не только в еженедельном обзоре событий для Sputnik Латвия рассуждают публицист Владимир Линдерман и журналист Михаил Губин.
Что касается запрета собираться у памятника Освободителям Риги, Линдерман отмечает, что здесь все как раз просто. В первую очередь речь идет о здоровье людей. Такой неприятный "подарок" ко Дню Победы в этом году преподнес русским коронавирус.
"Я думаю, что было бы неразумно против этого выступать. Мы же не сторонники холерных бунтов. Надо найти другие варианты. Люди могут поодиночке приходить к мемориалам, возлагать цветы", - объяснил ситуацию Линдерман.
Разумно считать, что ограничения в День Победы на этот раз придуманы для того, чтобы не допустить распространение вируса, а не с какой-то иной целью. Тут все чисто, считает Линдерман.
Вечная слава
Накануне большого праздника публицист рассказал о Латвийской рабочей гвардии, которая встала на защиту СССР летом 1941 года. Оказывается, навязываемая латышскими властями позиция относительно того, что все латыши во Вторую мировую войну были на стороне нацистов, это миф.
"Я хотел напомнить об этом по той простой причине, что правящие националисты навязали нам мысль, что латыши во Второй мировой войне в большинстве были на стороне нацистов. И как-то совершенно вычеркнуты те, кто бился в рядах Советской армии. И это были добровольцы", - подчеркивает Линдерман.
Латвийская рабочая гвардия была создана уже после вступления Латвии в СССР в основном на базе молодежных организаций Латвийской социал-демократической партии. То есть это были рабочие люди. Они продолжали работать, а по воскресеньям несли что-то вроде патрульной службы, изучали военное дело. И эти люди были полностью на стороне советского народа.
Более того, они показали себя с очень хорошей стороны. Это оборона Лиепаи, где балтийские моряки и рабочие гвардейцы, латыши, продержались довольно долго. Затем эти отряды рабочей гвардии, в основном вступая в бои с коллаборационистами, ушли в Эстонию. И там тоже очень хорошо проявили себя.
И когда они уже вышли из Эстонии и их стали вливать в формирующуюся латышскую дивизию, выяснилось, что из них в строю осталось всего порядка нескольких десятков человек, с учетом того, что изначально было около 3500.
"Вечная им слава!" - заключил публицист.
Уничтожить Память
Тем временем президент Латвии Эгилс Левитс вернул на доработку закон о публичных мероприятиях, запрещающий символику и форменную одежду СССР и нацистской Германии. Ясно, что этот закон будет ужесточен.
Президент считает, что в существующем уже законе есть лазейки. В частности, Левитсу не нравится пункт о том, что самоуправления могут сами принимать решение о возможности использования символики на местных мероприятиях.
Поэтому президент просит парламент исправить неточности формулировок, которые могут привести к двоякой трактовке закона. Как считает Левитс, должен быть составлен полный список исключений, когда форма может быть разрешена. Текущая формулировка "если цель использования не связана с прославлением тоталитарных режимов и оправданием преступных деяний", по мнению Левитса, слишком расплывчатая.
"Его цель - стереть историческую память русского сообщества Латвии, потому что историческая память, это не какая-то пыль, которая витает в воздухе. Она должна материализоваться в предметах. Это форма, флаги, какие то знак отличия. Это и есть материализованная память. Иногда ее поддерживают десятилетиями а кому удается, и столетиями", - объясняет логику Левитса Линдерман.
По мнению публициста, Левитс хочет убрать все лазейки в законе, чтобы не было никакой возможности этим символам напомнить о себе. Президент по понятным причинам не доверяет самоуправлениям, где могут быть не националистически настроенные латыши. И он требует, чтобы самоуправления не имели права ничего решать.
И еще он требует, чтобы не только организаторов мероприятий могли привлечь к ответственности, если что, но и участников, и зрителей. То есть советскую форму не только нельзя носить, на нее даже смотреть нельзя.
"По сути, все будут виноваты, и мероприятие, где замечена советская символика, будет иметь статус криминального. Либо мы попытаемся как-то это опротестовать. Я считаю, что надо идти на определенный риск. Пусть будет суд, надо его пройти и попытаться как-то это защитить. Но это моя позиция", - подчеркивает Линдерман.
Латвия все еще "проедает" деньги СССР
А позиция латышских властей всеми правдами и неправдами давить русских и строить козни России, как преемницы СССР.
В частности, очередной нелепый выпад в адрес СССР совершил министр юстиции Латвии Янис Борданс, который заявил, что Латвия, будучи советской республикой, отдавала 48% своих доходов в общий бюджет СССР.
"Даже говорить об этом смешно. Я даже не знаю, имеет ли смысл все это опровергать или надо просто посмеяться и промолчать. На мой взгляд, каждый латышский политик из правящей коалиции считает своим долгом упомянуть эту тему, чтобы продемонстрировать, что он защищает интересы своих русофобски настроенных избирателей. Как они могут что-то подобное говорить. что если уже 30 лет прошло с момента латвийской независимости, и все эти годы Латвия проедает советское наследство. И все богатые люди в Латвии поднялись только за счет тех фондов. Как они вообще смеют говорить, что спонсировали СССР", - возмущается Линдерман.
Есть список объектов культуры, золотой фонд, Латвийский культурный канон. И там подавляющее большинство указанных объектов созданы в советское время - это и памятники, и театры, и фильмы. Не говоря уже о материальной поддержке со стороны Москвы.
"Ведь Москва рассматривала Латвию как витрину, как лицо, обращенное на Запад. Сюда вбухивали немереное количество денег, и результаты были", - подчеркивает публицист.
По его словам, те же культурные достижения не могут так подняться в стране, которая все деньги отдает. Даже факт наличия киностудии говорит о зажиточности территории.
Линдерман предполагает, что Борданс заговорил о "донорстве" только исходя из того, что все уже сказали об этом, а он еще нет.
Штрафы за русский и "беглый" дрон
Сейм тем временем придумал увеличить штрафы за использование русского языка и принял решение об этом в третьем чтении. Причем Линдерман отмечает, что все это уже было. Но теперь подняли суммы штрафов и основная тяжесть наказания в значительной степени перенесена на юридические лица. Там уже пошли четырехзначные суммы.
К примеру, продавец или официант недостаточно знает латышский. Оштрафуют и его, и работодателя. Это, считает Линдерман, в сущности говоря, попытка государства сделать работодателя своим союзником.
Такой принцип действует уже и в школах. Важно понять, что этот закон по сути нелогичный и бесполезный. В Латвии и без того уже давно нет таких учреждений, где клиента не могли бы обслужить на латышском. Так что все это сделано только для того, чтобы жизнь русскоязычных жителей Латвии стала более дискомфортной. Это чистая политика.
И пока латвийские власти пытаются избавиться от русских, в небе страны ищут "сбежавший" дрон. Точнее, уже не ищут. Батарейка у дрона давно села, а БПЛА так и не нашли.
Линдерман отмечает, что благодаря этой истории стало ясно, что в Латвии нет никаких средств воздушного патрулирования. И тут возникает вопрос. На что же идут те 2% ВВП, до которых были повышены расходы на оборону?
"А если бы это был боевой дрон, оснащенный каким-то вооружением? Он же может жахнуть и по мирным гражданам Латвии. Это тот случай, когда детям дали военные игрушки, а они не знают, что с ними делать", - подытожил публицист.