Может ли сжатый природный газ стать главным видом топлива в Латвии и мире

© AP Photo / Nati HarnikЗаправка автомобиля сжатым природным газом
Заправка автомобиля сжатым природным газом - Sputnik Латвия
На бумаге у сжатого природного газа много преимуществ, но в реальности все не так просто; в каком транспортном секторе в Латвии этот вид топлива уже зарекомендовал себя и почему его собираются поддержать на государственном уровне

РИГА, 16 апр — Sputnik. В прошлом году в Латвии открылась первая общедоступная станция, где можно заправить автомобиль компримированным (сжатым) природным газом (КПГ). Этот вид топлива известен уже десятки лет, в мире на нем ездят более двадцати миллионов транспортных средств, из них более четырех миллионов в Китае.

В Латвии раньше на КПГ ездили только отдельные энтузиасты, но прошлой весной появилась первая заправочная станция КПГ, а потом открылась еще одна.

С тем, может ли сжатый газ стать основным видом топлива, разбирался портал lsm.lv

Какие преимущества

Важно понимать, что сжатый газ (метан) — это не то же самое, что сжиженный газ, получаемый при добыче нефти (пропан-бутан). Последний в Латвии доступен много лет, залить его можно на более чем 200 заправках. КПГ в автомобиль заливают под давлением в более чем двести атмосфер, а пропан-бутан находится только под давлением нескольких атмосфер. КПГ легче воздуха, так что в случае утечки он сразу улетучивается, что снижает пожароопасность.

Заправка автомобиля на одной из автозаправочных станций. - Sputnik Латвия
На всю страну одна заправка: латвийских водителей "пересадят" на новое топливо

По числу заправок КПГ Латвия отстает от соседей — в Эстонии их 18, в Литве — 6. В Латвии скоро планируется построить третью. В Италии КПГ доступен на более чем 1000 станций, в Германии на более чем 800.

Энергией будущего часто называют электричество, но у его использования в транспортной сфере по-прежнему много недостатков, а автопроизводителям приходится соблюдать все более строгие нормы эмиссии. Во многие города Европы уже много лет нельзя въезжать на дизельных автомобилях из-за того, что в их выхлопных газах много мелкой пыли и оксида азота. И это притом, что 15—20 лет назад автопроизводители и правительства крупных государств активно советовали переходить на дизель, поскольку он дает меньше выбросов CO2, чем бензиновые автомобили. Теперь снова рекомендуют переходить на бензин или гибридные автомобили.

КПГ объединяет лучшие особенности дизеля и бензина — относительно небольшое потребление и меньшее количество выбросов пыли и оксида азота. По сравнению с дизелем и бензином выбросы CO2 меньше на четверть, выбросы пыли — на 80—90%, а оксида азота — на 50—80%.

Заправка занимает неполные пять минут, проехать после нее можно 400—500 километров. Согласно исследованиям, по сравнению с дизелем КПГ дает экономию в 20—30% на сто километров, а легковые автомобили, оборудованные для езды на сжатом газе, стоят столько же, сколько дизельные автомобили.

Выгода есть, но не всегда

Корреспонденты lsm.lv тоже решили сравнить, сколько стоит перемещение на дизельном и КПГ-автомобилях. Чтобы это проверить, они использовали автомобили "Шкода-Октавия": один был оборудован полуторалитровым газ-бензиновым двигателем, а второй дизельным двигателем объемом 1,6 литра. Оба автомобиля в одно и то же время проехали по маршруту Рига — Айнажи — Валмиера — Рига, в начале поездки у них был полный бак. Всего они проехали 337 километров, три четверти маршрута проходило за городом.

На поездку на дизельном автомобиле пришлось потратить 19,84 евро, то есть 5,89 евро на сто километров. На поездку на газе на весь путь ушло 15,40 евро, то есть 4,56 евро на сто километров.

КПГ особенно выгодно использовать, когда цены на бензин и дизель высокие. Килограмм сжатого газа в Латвии стоит 98 центов (это самая высокая цена в странах Балтии), а дизель в период сравнения обошелся в 1,14 евро за литр. Сейчас, когда цена снизилась и колеблется в районе евро, экономическая выгода КПГ меньше, но когда топливо снова подорожает, газ может стать привлекательной альтернативой.

"Фольксваген" сворачивает проект

Уже за заводе КПГ-оборудованием снабжают некоторые модели "Фольксваген", в Латвии можно купить подобные автомобили "Шкода" и "Сеат", в других странах Европы — модели "Ауди", "Вольво" и других марок.

Месяц назад автоконцерн "Фольксваген" объявил, что прекращает инвестиции в развитие технологий КПГ, потому что продажи их не оправдывают. Все марки компании "Фольксваген" за 2019 год продали 110 тысяч автомобилей на КПГ. Машины с нынешними двигателями и оборудованием будут производиться еще пять-шесть лет, и, если показатели продаж в ближайшие годы улучшатся, не исключено, что "Фольксваген" вернется к этому проекту.

Автозаправочная станция - Sputnik Латвия
Торговцы топливом предупреждают: снижение цен на бензин в Латвии - не повод для радости

Автожурналист Нормундс Авотиньш считает, что такое решение немецкого концерна одновременно и является, и не является поводом для удивления.

"Вместе со своими дочерними марками "Фольксваген" - крупнейший игрок на рынке пассажирских автомобилей на природном газе. Кроме "Фольксвагена" этим серьезно занимается только концерн "Фиат", был еще "Опель" и еще несколько. Можно ожидать, что в будущем предложение таких автомобилей может исчезнуть вовсе", - рассказал Авотиньш.

Он подчеркивает, что решение "Фольксвагена" основано на прагматических соображениях, потому что за год было продано чуть более ста тысяч таких машин.

"В Германии был большой скачок интереса, когда выросли цены на нефть и топливо, но с тех пор как цены снизились, интерес к природному газу тоже упал. Если "Фольксваген" к этому проекту не вернется, в будущем на этот рынок могут выйти другие автопроизводители", - указал Авотиньш.

Технически необходимое КПГ-оборудование можно установить на любой автомобиль, но обойдется это примерно в шесть тысяч евро.

Будущее - коммерческие перевозки

Хотя на бумаге у сжатого газа много преимуществ, конечно, есть и недостатки. В Латвии самая больная проблема — это заправочная инфраструктура. В апреле планируется открыть третью заправку с КПГ. На конкретном автомобиле "Шкода" можно с одной заправки проехать более четырехсот километров. Правда, газовый баллон на 18 килограммов дополнен 12-литровым бензобаком. В таких автомобилях бензин используется как резерв на случай, если газ закончится. Машины других производителей тоже не могут проехать намного больше с одной заправки.

Автомобили, архивное фото - Sputnik Латвия
Страсти бушуют: как в Латвии чуть не запретили большую часть автопарка страны

Перспективы технологий КПГ для легковых автомобилей туманны, а вот для коммерческих грузовых перевозок картина совсем другая.

"Для коммерческого транспорта это отличное решение. Думаю, оно будет актуальным еще очень долго.

Коммерческий транспорт не может так просто перейти на электричество по двум простым причинам — он сам по себе тяжелый, поэтому оборудовать такие машины тяжелыми батареями было бы нецелесообразно. Также коммерческий транспорт ездит на длинные расстояния. Ни одна из нынешних технологий не обеспечивает реальную возможность проехать необходимое расстояние на электричестве на грузовом автомобиле с полной массой сорок тон. Думаю, здесь природный газ будет использоваться годами", - считает Авотиньш.

Долгосрочная инвестиция

В Латвии на коммерческой основе сжатый природный газ предлагают только заправки Virši. Как рассказал исполнительный директор этой компании Янис Виба, их главная целевая аудитория — это именно коммерческий транспорт.

"Сжатый газ уже зарекомендовал себя в этом секторе. Во многих странах автобусные парки, мусоровозы и другой транспорт работают на природном газе. Из-за своих экологических и экономических особенностей природный газ уже показал, что он лучше других видов топлива", - считает Виба.

Хотя интегрирование КПГ в нынешние заправки стоит много сотен евро, Virši считают этот проект долгосрочной инвестицией, которая себя окупит. В будущем планируется увеличить число таких заправок.

Парковка для автомобилей - Sputnik Латвия
"Самый глупый закон": автомобилистам Литвы дадут деньги за "чистые" машины

"Мы на стадии переговоров с различными клиентами. Если эти переговоры будут иметь положительный результат, мы будем развивать эту сеть и в других крупных городах. Было бы рано упоминать конкретные места, но могу подтвердить, что наш инвестиционный план подразумевает развитие этих мест. Но чтобы это случилось, мы будем договариваться с большими клиентами. Если они будут готовы перейти на этот вид топлива, там мы и будем развивать эти станции", - рассказал Виба.

Екабпилсский автобусный парк в прошлом году уже запустил семь автобусов на сжатом газе. Член правления транспортного предприятия города Янис Шербинскис зимой говорил, что эти автобусы потребляют примерно на 30% меньше топлива, чем дизельные. Решение о переходе на КПГ также приняло предприятие по обслуживанию отходов EcoBaltia, которое закупило пять мусоровозов на сжатом газе. Возможно, этому примеру последуют и другие предприятия.

Парламентский секретарь министерства сообщения Янис Бутанс (Новая консервативная партия) объяснил, что в ближайшие десятилетия сжатый природный газ станет топливом для коммерческого транспорта и в документах политического планирования для этого типа топлива предусмотрена господдержка. По оценкам, запасов природного газа в мире хватит примерно на 80 лет, но регулярно находят новые месторождения. Цена на газ в последние годы сохраняется на низком уровне. А биогаз — это возобновляемый ресурс, который можно использовать и для транспорта.

Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала
Международный
InternationalEnglishАнглийскийMundoEspañolИспанский
Европа
DeutschlandDeutschНемецкийFranceFrançaisФранцузскийΕλλάδαΕλληνικάГреческийItaliaItalianoИтальянскийČeská republikaČeštinaЧешскийPolskaPolskiПольскийСрбиjаСрпскиСербскийLatvijaLatviešuЛатышскийLietuvaLietuviųЛитовскийMoldovaMoldoveneascăМолдавскийБеларусьБеларускiБелорусский
Закавказье
АҧсныАҧсышәалаАбхазскийԱրմենիաՀայերենАрмянскийAzərbaycanАzərbaycancaАзербайджанскийХуссар ИрыстонИронауОсетинскийსაქართველოქართულიГрузинский
Ближний Восток
Sputnik عربيArabicАрабскийTürkiyeTürkçeТурецкийSputnik ایرانPersianФарсиSputnik افغانستانDariДари
Центральная Азия
ҚазақстанҚазақ тіліКазахскийКыргызстанКыргызчаКиргизскийOʻzbekistonЎзбекчаУзбекскийТоҷикистонТоҷикӣТаджикский
Восточная и Юго-Восточная Азия
Việt NamTiếng ViệtВьетнамский日本日本語Японский俄罗斯卫星通讯社中文(简体)Китайский (упр.)俄罗斯卫星通讯社中文(繁体)Китайский (трад.)
Южная Америка
BrasilPortuguêsПортугальский