РИГА, 8 ноя – Sputnik. Литовский экономист раскритиковал попытку властей страны вознаградить граждан за заботу об окружающей среде, пишет Sputnik Литва.
В октябре в Литве вступил в силу закон, в соответствии с которым жителям страны, купившим менее загрязняющий окружающую среду автомобиль, положена компенсация в размере одной тысячи евро.
Автомобилями, загрязняющими окружающую среду, будут признаны транспортные средства с дизельными двигателями, чьи выбросы углекислого газа в атмосферу превышают 115 граммов на километр, а также транспортные средства с бензиновыми или газовыми двигателями, чьи выбросы углекислого газа превышают 130 граммов на километр.
Главный экономист банка Luminor Жигимантас Маурицас на своей странице в в Facebook назвал эту инициативу властей "одной из самых глупых в истории Литвы".
"Власти Литвы, очевидно, собирают слишком много налогов, потому только очень богатые (или очень глупые) страны могут позволить себе "перераспределить" 30 миллионов денег налогоплательщиков, разделив их по 1 тысяче евро между покупателями новых или слегка подержанных автомобилей", — сказал он.
Маурицас подчеркнул, что инициатива не приблизит Литву к "государству всеобщего благосостояния" (цель, заявленная президентом страны Гитанасом Науседой). По его мнению, выплата компенсации автовладельцам усилит социальную изоляцию, неравенство и "чувство несправедливости", поскольку жители с низким доходом не могут позволить себе купить новый или слегка подержанный автомобиль за 5—25 тысяч евро. При этом, согласно новому закону, автомобиль не должен быть старше семи лет.
Эксперт добавил, что компенсация в размере тысячи евро не уменьшит загрязнение, поскольку субсидия будет распространяться исключительно на покупку автомобиля. Например, выплата не будет предоставлена, если человек решит выбрать велосипед или электросамокат, пересесть на общественный транспорт или ходить пешком.
Кроме того, компенсации хватит только на 30 тысяч автомобилей, что составляет всего два процента от автомобильного парка Литвы. Так что штрафы ЕС за превышение уровня загрязнения окружающей среды Вильнюсу все равно придется платить.
Эксперт также раскритиковал критерии, по которым будет предоставляться выплата. В частности, он обратил внимание на то, что компенсация не положена водителям, которые хотят купить автомобиль, работающий на дизельном двигателе.
"Это хитрый ход, потому что бензиновые автомобили уменьшают количество случаев акцизной кражи (ведь маркированный дизель не зальешь в бензиновый автомобиль) и пополняют доходы бюджета за счет акцизного налога (акциз на бензин в Литве выше, чем на дизельное топливо). Но этого же эффекта можно добиться, увеличив акциз на дизельное топливо для легковых автомобилей (применив частичное возмещение акциза грузовым автотранспортным компаниям)", — написал экономист.