РИГА, 28 ноя — Sputnik, Владимир Дорофеев. Несмотря на дождь и холод медикам все же удалось вывести порядка 2000 протестующих к дверям парламента, как и было заявлено. В отличии от предыдущей акции, на эту смогли прийти далеко не все, поскольку на этот раз выходных медработникам не давали.
Большинство протестующих после митинга, пошли работать – спасать человеческие жизни.
Знаете, чем отличаются медицинские митинги от всех остальных? Они довольно организованы, публика на них очень интеллигентна и это преимущественно латыши. Хотя практически каждый из участников билингвален.
У медработников кондовый национализм не принят, все же, спасая жизни, важно понимать пациента, а около 40% пациентов Латвии — русскоязычные.
В тоже самое время медики чаще поддерживали власть, чем протестовали против. На их митингах немало красивых плакатов, сделанных за счет профсоюза. Все эти признаки можно было увидеть и сегодня.
Медики
Но среди дорогих плакатов было также много сделанных от руки. Рядом с дорого одетыми господами стояли довольно скромно одетые медсестры и санитары.
Самыми бедными были ребята из "Фронта народной власти" - эдакие политические хулиганы, выступавшие как пациенты. Один из них держал плакат "Мне секса не надо, меня власть затрахала!" Он же с товарищами громче всех повторял лозунги, несущиеся с трибуны (довольно политкорректные и возвышенные), типа "Едины за народное здоровье!", "Народу нужна медицина", "Это только начало!". Порой "фронтовик" добавлял от себя "Каждому депутату по психиатру!" и другие еще более хлесткие лозунги. Часть медиков их повторяла, часть интеллигентно усмехалась в воротник.
Если честно, то добрая часть медиков – вся вот в этих интеллигентных усмешках. С трибуны профсоюзники кричат "за роспуск Сейма" и медики вроде даже повторяют этот лозунг, но большей частью тихо, и себе в шарф. Интеллигенция, чего уж там.
Один из выступавших - врач Угис Грунтманис, недавно вернувшийся в Латвию, рассказывал, что большинство врачей не возвращаются, и еще большее число врачей уезжают. Во время своего выступления он даже позволил себе цитаты на латыни. Что-то там про народ, власть, ответственность и здоровье нации. Часть демонстрантов одобрительно закивало головами. Медики!
"Одна правда, один народ"?
Выступления организаторов были довольно гладкими и точными. Как всегда. Уж сколько раз медики приходили послушать эти правильные слова, ожидая, что власть наконец к ним прислушается. И что?
Председатель Латвийского союза свободных профсоюзов Эгилс Балдзенс напомнил присутствующим, что проблемы медиков – это проблемы всего общества, поскольку, если врачами могут быть не все, то пациентом приходится быть каждому. И проблемы в отрасли бьют по пациентам в первую очередь. Балдзенс привел данные исследований социологов о том, что 93% населения Латвии поддерживают требования медиков о повышении зарплат.
Президент Латвийского общества врачей Илзе Айзсилнице признала, что на нынешний митинг пришло меньше народа, и с трибуны спросила власть, не думают ли они, что это конец и митинги захлебнулись?
"Будьте уверены, это только начало!" – заявила она.
Медики под мелким дождем дружно повторили несколько раз "Это только начало!" Услышала ли это власть за крепко запертыми окнами? Полагаю, нет.
Вице-президент Ассоциации медсестер Илзе Ортвейна напомнила политикам о том, что не стоит считать себя бессмертными. Любой из них когда нибудь попадет в больницу и сам став пациентом, прочувствует свои решения – на себе.
Завершил череду выступлений председатель профсоюза работников здравоохранения и социального ухода Валдис Керис, с трибуны потрясавший портфелем с собранными подписями за роспуск Сейма и говоривший, как и все, об ответственности власти и о том, что медики буквально борются за жизнь и здоровье народа и нации.
Керис в сопровождении двух факельщиков (ну любят в Латвии факелы), пошел в Центральную избирательную комиссию (ЦИК) инициировать роспуск Сейма. За ним потянулись все пришедшие. Выйдя из ЦИК от комментариев он отказался, и журналистам пришлось довольствоваться выступлениями с трибуны, а также мнением рядовых пришедших.
"Замечательные" подсчеты
Как всегда, приходя на митинг, я посчитал присутствующих. У меня получилось 1873 человека - плюс-минус 300 человек. Некоторые приходили и уходили, и я полагаю, что заявленное организаторами число участников на митинг пришло. Также готов поверить в смелую цифру в 2500 человек, и скептическую 1500 тысячи.
Поэтому подсчетам Госполиции, согласно которым на акцию протеста вышли около 500 человек, не верю категорически. Равно как не верю и в цифру 200 человек, опубликованную на портале латвийских общественных медиа в 11 часов.
Примечательно, что на латышской страничке ведущей новостью какое-то время стояла публикация о тех, кто инициирует роспуск Сейма. Про врачей там не было ни полслова, зато много про малопопулярных политиков.
Похожее я уже видел в связи со школьными протестами, когда ведущие порталы усилено маргинализируют протестующих и занижают число пришедших. Напомню, что на школьных протестах я практически всегда называл цифру меньшую, чем заявляют организаторы, и большую, чем государственные медиа. Вот только я считаю сам и в своих подсчетах уверен.
Хочется спросить латышей
В связи с этим хочу спросить медиков, особенно латышей, как они сейчас себя чувствуют, когда занижают количество пришедших уже на их митинги, а не число родителей на маршах в защиту русских школ? Как им нравится, когда маргиналами выставляют их, а не родителей русских школьников?
Также хочу поинтересоваться у коллег журналистов. Неужели так трудно посчитать наши малочисленные митинги? В 21 веке существует десятки способов подсчетов. Так сколько можно оценивать на глаз и дискредитировать профессию?
Заодно напоминаю всем протестующим, что, согласно международным исследованиям, власть обращает внимание на протесты, когда на них собирается 3,5% населения страны. Сегодня, по моим подсчетам, медики вывели 0,1%, и чтобы протест был заметен, нужно набрать в 35 раз больше людей.
Можно ли это сделать в стране, где народ расколот по социальным и национальным признакам, полагаю, вопрос риторический.