РИГА, 18 сен — Sputnik, Людмила Прибыльская. В громком деле о строительном картеле торговля влиянием уже в который раз спорит с торговлей компроматом. Организаторов торговли, похоже, не пугает судьба депутата Сейма и бывшего начальника оперативного отдела Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК) Юриса Юрашса, попавшего под уголовное преследование за разглашение гостайны. Нынешний глава ведомства Екабс Страуме уверяет, что дырки для утечки оперативной информации уже ликвидированы, но за то, что скопировано и вынесено ранее, он ручаться не может.
Что же движет торговцами компроматом – поиски истины или жажда наживы в комплексе с желанием отодвинуть от кормушки "насытившихся" конкурентов?
Согласно латвийскому закону "Об оперативной деятельности", в рамках которого работают спецслужбы, материалы их расследований являются государственной тайной. За ее разглашение предусмотрена уголовная ответственность, впервые примененная к Юрашсу. Никто, например, не привлекался за то, что несколько лет назад достоянием прессы стали стенограммы прослушки в гостинице "Ридзене". Год назад новая прослушка, в банном комплексе "Таурени", прозвучала в деле о коррупции против президента Банка Латвии Илмарса Римшевичса. Тогда же видный политтехнолог Юргис Лиепниекс "твитнул", что некие пиарщики предлагают политикам и предпринимателям купить части банной стенограммы, затрагивающие их лично, дабы избежать огласки и преследования. "Ничего открыто криминального в этих разговорах нет, однако их публикация может быть смертельной для целого ряда политиков", - написал портал pietiek.com. Глава БПБК Екабс Страуме тогда же признал, что какие-то материалы оперативных дел могли просочиться на черный рынок. Не при нем. Ранее.
Невинные и некриминальные разговоры отдыхающих в частной бане мужчин вдруг оказались весьма токсичными: сейчас они упоминаются в громком деле о строительном картеле, который будто бы по сговору выжимал деньги из родного государства, а политики его "крышевали" вплоть до того, что проводили через парламент выгодные для строителей законы.
"Крыша наехала"
С таким заголовком вышел очередной номер журнала Ir - одного из основных публикаторов мистических утечек. Обычно он не раскрывает своих источников, а его скандальные статьи благополучно избегают внимания правоохранителей и в части возможного разглашения гостайны, и в части клеветы.
На обложке - фотографии экс-лидера партии "Единство" Солвиты Аболтини вместе с Даной Рейзниеце-Озолой (Союз зеленых и крестьян), Янисом Урбановичем ("Согласие"), Раймондсом Вейонисом (СЗК) и Янисом Рейрсом ("Новое Единство"). Но из текста явствует, что из всех ославленных на первой странице лиц беседы с БПБК имели только Урбанович и Вейонис, причем к первому гости явились прямо в Сейм и выспрашивали про его давнее увлечение баскетболом и дела посторонних людей, а второго реально вызывали на ковер, проверяя подозрения о конкурсах, проведенных в его бытность министром обороны.
Дана Рейзниеце-Озола заявила корреспондентам Индре Спранце и Байбе Кляве, что никогда не имела дел со строителями.
Янис Рейрс сообщил, что впервые слышит о своей причастности к каким бы то ни было строительным конкурсам.
Солвита Аболтиня назвала предположения журналисток "полными глупостями": "Никогда не бывала в бане "Таурени", связей со строителями не имела. Если вам хочется меня сюда притянуть, то вы в очередной раз промахнулись".
Единственным политиком, которому в данном процессе присвоен статус подозреваемого, журнал честно назвал мэра Валмиеры Яниса Байкса. Однако его фото на обложке Ir почему-то нет.
Баскетбольный олигархат
Яниса Урбановича следователи расспрашивали про связи с Латвийским баскетбольным союзом (ЛБС). Да, играл в баскетбол с юности, признал политик, но встречи в ЛБС ("сборище олигархов") его не интересуют. Пытливые журналисты указали, что среди фанатов баскетбола, возглавляемых бывшим шефом полиции Валдисом Войном, и нынешний политик Мартиньш Бондарс ("За развитие/За!"), и его рижский оппонент Андрис Америкс ("Честь служить Риге"), а также бывшие политики Солвита Аболтиня и Айгарс Калвитис, VIP-жены (экс-госсекретарь МВД Илзе Петерсоне-Годмане и экс-руководитель бюро мэра Ивета Страутиня-Ушакова), замешанный в деле о коррупции предприниматель Марис Мартинсонс и фигурант нового дела о картеле Армандс Гарканс. В правлении числится Эдгарс Яунупс, активно работающий не только в политике, но и в "баскетбольном хозяйстве".
В качестве весьма подозрительного факта упоминается, что "дочерняя компания упоминаемой в связи с картелем компании LNK Industries – Rīgas Tilti – пожертвовала баскетбольному союзу за три года более 300 тысяч евро", попав таким образом в один ряд с другими щедрыми жертвователями, организаторами азартных игр.
Того и гляди читатель решит, что ЛБС – какая-то черная касса, через которую идут коррупционные деньги. Однако это не так: в бюджете общественной бесприбыльной организации (в 2018 году 3,7 миллиона евро) пожертвования составляют всего 7,5% (280 тысяч). Доходы от хозяйственной деятельности составили 1,3 миллиона, а дотации – 1,2 миллиона.
Более того, у LNK Industries нет "дочки" под названием Rīgas Tilti ("Рижские мосты"), это совершенно отдельное латвийско-немецкое предприятие. Частью LNK Industries является старейший латвийский мостостроитель и производитель железобетонных конструкций Latvijas Tilti ("Латвийские мосты"). Если журналисты не ошиблись, и среди жертвователей ЛБС действительно Рижские, а не Латвийские мосты, то LNK Industries тут ни при чем. Мимо, как говорит Солвита Аболтиня.
И по поводу этой оговорки возникает вопрос: в открытых регистрах списки жертвователей общественных организаций не публикуются. Значит ли это, что журнал Ir получил доступ к бухгалтерским документам ЛБС или он получил информацию из материалов свежего оперативного дела, которые "утечь" вроде как не могли?