– А что вы, собственно, здесь делаете? Зачем протираете штаны и топчете землю? В чем, простите, смысл вашей жизни?
– А мы тут, это, из принципа. В назидание потомкам и чтобы другим неповадно было.
На земле, и в частности и в Латвии, трудно обнаружить народ более принципиальный, чем националисты. Ради принципа они готовы на все.
Помните, в путешествии Гулливера две великие империи — Блефуския и Лилипутия много лет вели ожесточенные войны потому, что в одной предпочитали разбивать яйцо с тупого конца, в другой - с острого. Дело, конечно, принципиальное. Одиннадцать тысяч фанатиков были казнены за отказ бить яйца с правильного конца.
Точно так очень часто ведут себя латышские политики радикальной националистической масти. Да и не только они - вся официальная политика Латвии построена по отношению к почти 40% населения на строгой, чопорной принципиальности. Хотя большинство принципов высосаны из пальца и не имеют ничего общего с действительностью. Примеры? Извольте.
"Монументальная" принципиальность
Самый яркий - отношение официальной Латвии и большинства титульного населения к празднованию 9 Мая и памятнику Освободителям Риги от немецко-фашистских захватчиков. Большинство латышей в Латвии уже убедили, а теперь пытаются убедить и русскоязычных, что, что 9 Мая русские приходят к монументу, дабы отпраздновать... продолжение "оккупации" Латвии.
Но поверьте мне, как с рождения живущей в Латвии русской, ни один из более чем 100 тысяч собирающихся у памятника 9 мая не держит в голове оккупацию Латвии. 9 мая у них хватает других поводов. Что касается лично меня, то вся семья моей мамы из пяти человек, погибла в блокаду при обороне Ленинграда и после войны в Севастополе от бандитской пули. Поэтому 9 Мая - это день светлой скорби и самоуважения (как вообще такое смогли выдержать).
Но националисты (здесь мы вынуждены поставить знак равенства не только с правительством или депутатами, но и с большинством латышей) принципиально продолжают настаивать на "оккупации". Дескать, ладно, празднуют не продолжение оккупации. Но по факту то, что СССР победил фашистскую Германию в 1945, стало причиной продолжения "оккупации" образца 1940. И праздновать что-то в этот день - кощунственно.
И самое главное достижение этой "монументальной" принципиальности - в последние годы, наперекор официальной пропаганде и оскорблениям, число приходящих к памятнику в День Победы только выросло. Конечно, это на руку политикам-националистам, которые могут кричать о пятой колоне и выросшем влиянии Путина.
Казалось бы, вот он шанс помириться наконец двум населяющим Латвию общинам, будь в стране толерантные, интеллигентные, готовые к компромиссу ради мира и благополучия своей страны политики и интеллигенция.
Дайте возможность 9 Мая собираться у нашего памятника, перестаньте оскорблять наши праздники и все, что для нас свято. И русские Латвии пойдут навстречу. Они и без того давно признали примат латышского языка как государственного в этой стране и всегда были готовы к компромиссам, учитывая трудно заживающие исторические травмы латышского народа. Но только без оскорблений или насильственного перевода школ наших детей на латышский язык.
Нелояльные младенцы
Или вот вопрос об автоматическом представлении гражданства Латвии детям неграждан. Националисты встретили это предложение бывшего президента Раймондса Вейониса в штыки. Дескать, нельзя раздавать гражданство нелояльным младенцам из нелояльных семей! Пускай вырастут и примут решение сами сознательно.
Но если отбросить в сторону принципы, то выяснится, что речь тут идет всего о паре-тройке десятков детей, которых по разным соображениям их родители-неграждане отказываются регистрировать как граждан.
И такое количество якобы нелояльных в будущем лиц никак не может создать угрозу существованию Латвии и латышской нации в веках, как это занесено на скрижали Преамбулы к Конституции Латвии.
Долой путинские кроссворды!
Время от времени разгораются жаркие баталии по поводу необходимости срочно запретить в стране трансляцию всех российских телеканалов и остановить продажи российской прессы. Якобы они зомбируют русских Латвии, пичкая "путинской пропагандой".
На комиссии Сейма, когда рассматривался вопрос о российской прессе, инициатору ее запрета, члену Нацблока Рихарду Колсу подсказали, что основное содержание этой газетной продукции - кроссворды, гороскопы и новости о жизни звезд.
Что касается телевидения, то, положа руку на сердце, какова в Латвии аудитория политических шоу с российских телеэкранов? Она очень скромна. Молодежь и среднее поколение давно потребляют новости и аналитическую информацию в интернете. В основном политические шоу по телевизору смотрят люди преклонного возраста. Несколько тысяч стариков вряд ли могут, и главное - хотят угрожать основам государства.
Но для правящих в Латвии важен принцип. Им важно из принципа запретить трансляцию российских каналов, гастроли российских звезд, российские вклады в латвийских банках, осложнить, покупку недвижимости россиянами, обучение детей нацменьшинств на родном для них языке. Латыши из принципа будут голосовать за своих постылых политиков, потому что они - тоже латыши, а русские фамилии станут усердно вычеркивать из избирательных бюллетеней.
Это и правда абсурдно
Президент Латвии Эгилс Левитс считает абсурдным, что только 60% населения вверенной его заботам страны говорит дома на государственном. С кем будут оттачивать латышский язык житель Лудзы или Даугавпилса, где 85% населения — русскоязычные? Где и с кем реально ему говорить на латышском? Подумали ли об этом власти? Определенно нет, ведь важнее принцип.
В конце концов, кто мешает этим русским говорить по-латышски друг с другом. Но разве это не абсурдно?
В Латвии из принципа не хотят видеть, что в стране живет большая русскоязычная община со своими правами и чаяниями. И разговоры о том, что русские Латвии хотели бы жить с латышами мирно и сообща работать на благо этой страны — это разговоры для бедных. Так же, как аргументы о том, что насильно сделать из русских латышей вряд ли у кого получится.
Что гораздо опаснее для Латвии, чем российское ТВ? Это возведенный в официальную идеологию и по этой причине даже не скрываемый национализм.
Принципиальность на сетке координат лежит между глупостью и подлостью. И неизвестно даже, что хуже, когда ее используют, чтобы получить политические дивиденды и закрепиться у кормушки, или от чистого сердца, как религиозные фанатики используют свою догму.
А вот это уже стыдно
Доходит до стыдного. Из принципа Центр государственного языка несколько лет назад уничтожил брошюры Минздрава на русском, приглашавшие женщин пройти исследование на рак груди. А пару недель назад сознательный латыш Марек пожаловался в социальной сети на то, что, о ужас, в Риге на плакате на щите ограждения, предупреждающем о разрытой траншее, рядом с крупной надписью на латышском он обнаружил мелкое "проход воспрещен" на русском: "как же такое может быть, мы же живем в Латвии"!
Уверена на 100%, что если бы в этой яме убилось пару русскоязычных старушек, наш Марек был бы удовлетворен: надо было учить латышский, здесь вам не Россия.
Как знать, быть может эти падающие старушки стали бы этакой символической жертвой, искупившей уже наконец некую историческую вину русских? Но вряд ли. Кажется, нас здесь не любят не символически, а чисто принципиально.