РИГА, 10 июл — Sputnik, Дмитрий Олейников. Генеральная прокуратура передала в суд дело, по которому во взяточничестве и легализации преступных капиталов проходят президент Банка Латвии Илмарс Римшевичс и предприниматель Марис Мартинсонс. Возможно, скоро будет закрыта одна из самых неприглядных страниц финансовой истории страны.
В рамках уголовного дела Римшевичс обвиняется в получении оплаченной поездки на отдых в качестве взятки, в получении денежной взятки и в легализации средств, полученных преступным путем. Мартинсонс обвиняется в поддержке получению взятки и легализации средств, полученных преступным путем.
Избавление от друзей и врагов
Решение прокуратуры совпало по времени с несколькими малозаметными, но важными событиями в финансовом секторе страны.
Ровно за день до передачи в суд дела Римшевичса, парламент Латвии отстранил от должности руководство Комиссии рынков капиталов и финансов (КРКФ), проведя ради этого специальные изменения в законодательстве, которые позволили выплатить уволенным щедрые единоразовые "увольнительные пособия". Теперь у КРКФ – новое руководство, тогда как прежнее неоднократно называли "попавшим под влияние Римшевичса".
А еще за неделю до этого Григорий Гусельников, российский банкир, акционер латвийского PNB Banka (ранее - Norvik banka) заявил об уходе с латвийского рынка. Банк, согласно его заявлению, продан "европейским и американским инвесторам". Напомним, что Гусельников был одним из тех, кто публично обвинял Римшевичса в вымогательстве и получении взяток, а также написал соответствующее заявление в полицию и подал на Латвию заявление в суд международного арбитража.
Но здесь, похоже, война заканчивается – представители новых владельцев PNB Banka сразу заявили, что "не заинтересованы в продолжении судопроизводства, инициированного РNB Banka против Латвийской Республики, КРКФ и Европейского центрального банка". В ближайшее время новые акционеры разработают и подадут в КРКФ обновленную стратегию развития бизнеса.
Таким образом лобби Римшевича в КРКФ отстранено от власти, а главный "возмутитель спокойствия" выведен из игры. Уголовное дело по главному фигуранту передано в суд, и сколь долго он продлится – сказать невозможно.
Банк, который ликвидировали
Однако, вернемся к событиям годовой давности. В феврале 2018 года, в день задержания Илмара Римшевича, тогдашний министр финансов Латвии Дана Рейзниеце-Озола созвала срочную пресс-конференцию о ситуации в финансовом секторе Латвии.
"Могу заверить, что финансовая система в Латвии стабильна. То, с чем мы сейчас сталкиваемся, - международный кризис репутации финансового сектора. Он вызван ситуацией вокруг банка ABLV, которому американские коллеги высказали серьезные упреки", - сказала она.
История ABLV, который принял решение о самоликвидации, чтобы не стать "добычей" администраторов неплатежеспособности, хорошо известна. Не менее известно и то, как и сколько администраторы зарабатывали на ликвидации банков. Например, программа De Facto в прошлом году сообщала: "Армандс Раса, администратор неплатежеспособности Trasta komercbanka, за полгода работы в банке получил 2,9 млн евро. Такую сумму ему выплатили, поскольку кредиторы, фактически потерявшие возможность вернуть из банка свои деньги, согласились увеличить вознаграждение Расы до 30% возвращенных средств".
Тогда же, в феврале 2018 года любопытное заявление сделал бывший владелец Trasta komercbanka Игорь Буймистер. По его словам, ABLV Bank не является значимым для США банком, и что, скорее всего, внимание к нему привлекли из Латвии - может быть, именно Римшевичс, недовольный тем, что ABLV стал крупным влиятельным банком.
Вот что в феврале 2018 года говорил сам Римшевичc: "Понятно, что [Trasta komercbanka] не без греха. История всем известна. В любом случае, их отмывание денег было с самой большой историей, с крупнейшими прошедшими через них объемами. В результате их закрытие стало сигналом, что в Латвии что-то наконец-то изменилось, Латвия на правильном пути", — добавил он.
В свою очередь, акционер ABLV Bank, бывший председатель правления банка Эрнест Бернис в одном из интервью в начале 2019 года отметил, что в 2013-14 годах он активно общался с главой Банка Латвии, но в 2015 году перестал это делать:
"Я не хотел попасть в такую ситуаци., было такое ощущение, что после таких разговоров меня пригласят в прокуратуру и полицию. Да, я был наивен. Решил, что прекращу встречи, буду его игнорировать, так как во время всех последних разговоров он торговал влиянием, влиянием на процесс", - рассказал Бернис.
Уйти, чтобы вернуться
Сейм Латвии не мог по закону отстранить Римшевичса от занимаемой должности, а менять закон, по которому главу Банка Латвии уволить можно только по истечении срока полномочий или при его согласии, не стали. Римшевичс добился отмены ограничений на свою деятельность в судебных инстанциях Евросоюза и в феврале 2019 года вернулся к исполнению обязанностей в полном объеме.
На своей первой, после долгого перерыва, пресс-конференции, в июне этого года, Римшевичс заявил, что, очевидно, не станет держаться за свое место, когда нынешний срок полномочий подойдет к концу. А произойдет это скоро - в конце 2019 года. Возможно, к этому времени следует ожидать и первых решений из суда, куда передано дело.
Европейский центральный банк (ЕЦБ) принял решение не спасать ABLV Bank и начать процесс его ликвидации. В феврале прошлого года КРФК, выполняя инструкции ЕЦБ, сначала ввела ограничения на платежные операции в ABLV Bank, а затем приняла решение о недоступности вкладов, чтобы обеспечить выплату гарантированных возмещений клиентам банка.
Двенадцатого июня прошлого года КРФК разрешила банку начать процесс самоликвидации. В 2020 году банк намеревался расплатиться по 95% требований, к 2023 году — закончить самоликвидацию.