Сюрприз: в мешках КГБ так много творческих личностей. Сколько в Латвии аэродромов?
А нельзя ли с ними построже
Газета Neatkarīgā высказала соображение о том, что большинство политиков просто не поняли сообщения MONEYVAL, которое написано на юридически сложном английском языке. И даже не ознакомились с ним. Поэтому одни предсказывают латвийской финансовой системе скорый апокалипсис, а другие говорят, что все в порядке.
Документ был распространен в июле прошлого года, в нем анализируется ситуация осени 2017 года. В тот момент банк ABLV еще работал. В список неугодных американским властям он попал через официальное сообщение 16 февраля 2018 года. После этого на протяжении всего года в латвийском финансовом секторе шли серьезные перемены. Менялись законы, менялись процедуры безопасности. Объем иностранных инвестиций снизился с 8,1 до 3,2 миллиардов евро в конце лета.
Но в конце года внезапно выяснилось, что Латвия все еще в зоне риска - "горит синим пламенем". Как же - допущена самоликвидация ABLV, а оба его владельца не в тюрьме. Похоже именно так поняли латвийские власти. Президент Раймондс Вейонис заявил, что рекомендации Латвии надо выполнить уже в январе, и не важно кто это сделает — старое или новое правительство.
Главное ответственное лицо за введение рекомендаций – руководитель Службы контроля Илзе Знотиня. Она – одна из редких чиновников страны, кто все это прочел и может объяснить широкой публике, что не устраивает международных партнеров. Оценку Латвии от MONEYVAL на десяти листах на латышском языке можно найти на сайте службы.
Сведения о необычных и подозрительных сделках полностью не соответствуют латвийскому профилю риска, а их качество недостаточно.
Санкции для физических лиц не кажутся опасными и не отвращают от нарушений закона из-за снижения наказания. В стране нет ни одного процесса или обвинительного приговора, напрямую связанного с финансированием терроризма (возможно, именно этот пункт политики поняли как приказ незамедлительно посадить кого-то в тюрьму).
Неясно, проводят ли учреждения соответствующие мероприятия, чтобы уменьшить риск обхода санкций.
Существует большая вероятность, что значительное количество латвийских и иностранных юридических лиц вовлечено в схемы легализации незаконно приобретенных средств и финансирования терроризма.
Что стало причиной спешки, если рекомендации финансовому сектору в силе еще с 2012 года, газете так и не удалось выяснить. Но и неофициальную, распространенную политиками версию, что партнеры Латвии по сотрудничеству потребовали перенять ликвидацию ABLV и посадить в тюрьму владельцев банка Олега Филя и Эрнеста Берниса, ни одна институция не подтвердила.
Комиссия рынка финансов и капитала только объяснила, что партнеры хотят видеть прогресс Латвии именно в репрессивном плане: "Проще говоря, MONEYVAL требует больше и больших штрафов для банков".
Удивляет, что в мешках КГБ так много творческих личностей
Журналист и писатель Анда Лице в Latvijas Avīze пишет, что наступивший 2019 год покажется коротким, чтобы распаковать мешки ЧК, подложенные нам под новогоднюю елку. Латыши чувствуют себя обманутыми — кроме карточек в мешках ничего нет. Хочешь большего — езжай в Москву или опрашивай тех, чьи имена на карточках. Но не у кого спрашивать — многие уже умерли, кто-то выбрался из мешков со всеми своими карточками, кто-то скажет, что слышит обо всем этом в первый раз. У кого спросить — у детей и внуков? - уточняет Лице.
"Мешки ЧК" перетаскивались с одной политической ярмарки на другую и сейчас уже у этого товара нет никакой ценности. Что политтехнологи предложат перед будущими выборами президента и Сейма? Из сельской жизни известно, продолжает писатель, что если сапоги не отмыть сразу после того, как они испачкались в навозе, они какое-то время смердят, потом навоз засыхает и отпадает сам, а земля его утилизирует. Зачем мы возмущаемся сейчас, если были согласны годами терпеть эту вонь? С давних времен публика требовала двух вещей — хлеба и зрелищ. К последним относятся свежая кровь и адреналин.
В нашем случае ничего свежего нет, но все-таки некоторые сюрпризы имеются. Автор признается в том, что ее удивил один факт: в мешках так много представителей творческих профессий с латышскими именами, и что многие из них попали туда в начале Атмоды, когда ставкой уже не была цена человеческой жизни. То, что они до сих пор молчали как партизаны, заставляет думать — приспосабливаемая человеческая природа всегда готова служить любой власти. И слова о служении стране, например "Честь служить Риге" для многих только метафора или фиговый листок.
Малые аэродромы Латвии
Dienas Bizness пишет о развитии региональных аэропортов Латвии и приводит интересную статистику. Кроме Рижского международного аэропорта с его семимиллионным пассажиропотоком регулярные рейсы в 2018 году обслуживала и Лиепая (фактически аэропорт находится в Цимдениеки Гробиньского края), приняв 9325 человек. Одна из возможностей роста — создание тренировочной базы airBaltic со строительством ангаров.
В свою очередь, на Вентпилсском аэродроме обслуживаются полеты общей авиации, однако он не сертифицирован для проведения коммерческих полетов.
Первыми реальными шагами для реанимации Даугавпилсского аэродрома называется прием самолетов малой авиации и вертолетов — в интересах пограничной охраны. Так или иначе, чтобы в современных условиях аэропорт окупился, его годовой пассажиропоток должен превышать один миллион человек.
По мнению экспертов, стране нужно упростить административную процедуру, которую проходят малые воздушные суда. В настоящее же время частные самолеты подвержены такой же бюрократической рутине, как и канадские лайнеры airBaltic.
Рост экономики ожидается и в этом году
Газета Diena сопровождает фотографию эксперта–экономиста Петериса Страутиньша сообщением о том, что "вскоре латвийское народное хозяйство достигнет новой, исторически высшей точки". "Также кошельки жителей станут толще, ибо зарплаты обгонят инфляцию. Однако наряду с тратами, эксперты советуют обратиться также к созданию накоплений".
"Однако привычный быстрый рост в этом году могут затормозить многие события глобального масштаба, способные отразиться на спросе на экспортные товары и потоки финансовых ресурсов, которые, в свою очередь, могут оказать влияние на инвестиционный микроклимат… Однако небольшое падение экономического роста для рядовых жителей, скорее всего, окажется незаметным, ибо также в этом году общий уровень зарплат в государстве увеличится, правда, прирост в различных профессиях может весьма сильно различаться".
Экономист Агнесе Буцениеце отмечает, что увеличение продуктивности обрабатывающей промышленности "ограничивает не только недостаток рабочей силы, что является вызовом практически во всех сферах народного хозяйства, но и слабый внешний спрос на экспортных рынках".
В целом Буцениеце предполагает два сценария развития экономики в 2019 году — оптимистический, с более чем 4,5% роста ВВП, и пессимистический, с 3%.