Каждый день, общаясь с людьми и читая комментарии, понимаю, что многие твердо решили голосовать за Русский союз Латвии. Причем, судя по обратной связи, избирателей, готовых поддержать Русский союз Латвии (РСЛ), уже гораздо больше необходимых 5%.
Но и среди явных идейных сторонников РСЛ есть те, кто выражает сомнения. Первое сомнение звучит так: "мы, конечно, за РСЛ, но вот рейтинги…". Второе базируется на старой идее: "мы, конечно, больше за Русский союз Латвии, но у "Согласия" есть шанс попасть в правительство". На самом деле за этим стоят два мифа, которые я сейчас и постараюсь развенчать.
Первый миф - рейтинг РСЛ
До начала активной борьбы за сохранение русских школ, когда многие еще верили в "Согласие" и не были разочарованы пассивностью "русского мэра", рейтинг РСЛ действительно был невелик, но стабилен. У партии был постоянный электорат, который голосовал за нее практически всегда.
Но за последний год РСЛ стал флагманом борьбы за сохранение русских школ. Вместе со Штабом защиты русских школ РСЛ организует многочисленные акции, среднее участников которых от 3 тысяч до 5 тысяч человек, порой удается собрать и до 10 тысяч. Кроме того, в РСЛ вливаются сотни новых людей, увеличивая его численность в несколько раз.
Почти половина кандидатов от РСЛ – новые люди, присоединившиеся к партии на волне борьбы за русские школы. Появляется молодежь. В РСЛ вступает и возглавляет рижский список некогда самый популярный русский телеведущий, а сегодня депутат Европарламента, харизматичный Андрей Мамыкин. Но, несмотря на все это, статистические агентства в рейтингах партий упорно дают примерно одни и те же цифры для РСЛ. Становится понятно, что это чистой воды абсурд и махинации. Даже человеку, не разбирающемуся в социологии, очевидно, что подобная активность не могла не увеличить поддержку РСЛ со стороны избирателей.
Еще одна причина, по которой публикуемые рейтинги могут быть несколько ниже реальных, – страх открыто выражать свои взгляды. Страна катится в сторону этнодиктатуры. Недавно все видели, как Александра Гапоненко за высказанное мнение посадили в тюрьму. Как запретили выражать свою позицию на законных демократических акциях протеста учителям. Как готовятся преследовать других, недостаточно "лояльных". Естественно, в таких условиях часть людей предпочтет сделать свой выбор молча, не сообщая о нем широкой общественности.
Пообщайтесь
Если хотите знать реальный рейтинг РСЛ, пообщайтесь друг с другом. Спросите, сколько людей готовы проголосовать за РСЛ, учитывая и тех, кто готов, если бы не публикуемые в СМИ рейтинги, и вы поймете, сколько нас на самом деле.
Справедливости ради, рассмотрим худший, хоть и маловероятный, вариант. Что, если большинство все-таки поверит рейтингам и воздержится от поддержки Русского союза Латвии в пользу "Согласия"?
В разное время "Согласие" набирало разное число депутатских мест - от 17 до 31. Соответственно, у всех остальных, в целом "национально настроенных" партий, было больше или меньше депутатов. Меняло ли это политику государства в отношении русской общины? К примеру, сегодняшняя ликвидация русских школ замышлялась еще при 11-м Сейме, где у "Согласия" был максимум голосов – почти треть депутатов. А исполнялся замысел уже следующим Сеймом, где поддержка "Согласия" хоть и снизилась, но фракция осталась самой большой по численности. Это что-то принципиально изменило? А если нет результата, то какая разница, сколько мандатов будет у молчаливых, тихих и на все согласных людей - 20, 25 или даже 30?
Вывод прост: в худшем случае останется все как есть, в лучшем - существует хороший шанс получить боевую оппозиционную фракцию, которая не только будет эффективно работать сама, но и периодически напоминать коллегам из "Согласия" о том, кто их избиратель.
Второй миф - "Согласие" может войти правительство
Для развенчания этого мифа заглянем в недавнюю историю. За последние 16 лет "Согласие" постоянно имело одну из крупнейших, а два последних созыва - самую крупную фракцию в парламенте. Несколько лет назад у них даже была почти треть парламента. А вы это помните? Нет! Видимо, потому, что депутаты были очень тихими.
В таком случае, стоит освежить память. 2002 год – объединение ЗаПЧЕЛ набирает на выборах 25 мест. Сразу после выборов "Согласие" раскалывает объединение, уводя своих 12 депутатов и забирая еще 5 прошедших по квотам партии "Равноправие" (сегодня РСЛ). Уход оправдывается тем, что с грузом из социалистов Артурса Рубикса и равноправцев Татьяны Жданок их в правительство не возьмут. Однако национальная коалиция прекрасно обошлась без раскольников, и вскоре 5 депутатов "Согласия" перебегают уже в Первую партию, оставляя бывших коллег с теми же двенадцатью мандатами.
В 2006 году, приписав себе защиту русских школ, к которой "Согласие" не имело отношения (его реклама на Первом балтийском канале шла на фоне митингов Штаба защиты русских школ), "Согласие" набирает 17 мест. Результат тот же – тихая оппозиция.
В 2010 году избиратели дают "Согласию" уже 29 мест и партия составляет вторую по величине фракцию Сейма. Однако это никак не меняет их место в политическом раскладе. Пошли оправдания: вот, стань они первыми, тогда президенту уж точно пришлось бы доверить "Согласию" формирование правительства.
И случилось чудо – летом 2011 года Валдис Затлерс распускает Сейм. Назначены внеочередные выборы, на которых побеждает "Согласие", набирая аж 31 мандат. Как вы думаете, оказались они после этого в правительстве? Ответ известный - не оказались.
В 2014 году, когда поддержка "тихих и молчаливых" снизилась, фракция "Согласие" все равно оставалась самой большой, хоть и получила на 7 мест меньше, чем в прошлом Сейме. Ну а о том что было дальше, не стоит и говорить, все свежо в памяти.
"Хитрый план"
Многие из тех, кто из раза в раз отдавали голоса "Согласию, не считая, конечно, яростных фанатов движения "нилмыстобой", трезво оценивали ситуацию. Да, признавали они, "Согласие" прогибается, но все это делается с хитрым умыслом – войти в коалицию. Но когда "Согласие" своего добьется, покажет себя настоящей защитницей русских, думали они.
Так прошло 16 лет… С каждым годом прогибов становилось все больше и больше: от признания оккупации, голосования за "языковые штрафы", закрытия в Риге русских школ и дружбы с американским сенатором Джоном Маккейном - к признанию Крыма территорией Украины и разрыву договора с "Единой Россией". И, наконец, выдвижение Эвии Папуле, Анрийса Матисса, Вячеслава Домбровского и других бывших членов "Единства" на проходные места и ключевые посты. Признайтесь честно, вы до сих пор верите в "хитрый план"?
Есть еще один, новый аргумент в защиту возможности участия "Согласия" в коалиции. Якобы у "Согласия" на этот раз есть потенциальный партнер – партия Артуса Кайминьша KPV LV.
Предыстория такова. Сначала KPV LV заявили условия, на которых возможны будут переговоры: назвать вхождение Крыма в состав России оккупацией, признать оккупацию Латвии, поддержать обучение в школах только на латышском. Впрочем, первые два пункта "Согласие" уже выполнило, а, судя по выдвижению Папуле кандидатом в министры образования, планирует выполнить и третий.
Но потом кандидат в премьеры от KPV LV Алдис Гобземс заявил, что его партия не станет работать в правительстве, которое сформирует кандидат от "Согласия". А на дебатах LTV1, состоявшихся вечером 3 октября, была окончательно поставлена точка в вопросе сотрудничества, несмотря на старания "Согласия" исполнить поставленные условия.
"Коалиции с "Согласием" не будет!", - заявил Кайминьш.
Последний шанс "Согласия"
Кстати, утверждение, что это якобы первая реально обсуждаемая возможность, опять же не соответствует действительности. В 2011 году в качестве такого партнера рассматривалась партия Валдиса Затлерса, популярного тогда из-за роспуска "олигархического Сейма". Можете посмотреть в архивах новостных порталов, чем эта история закончилась. А ведь именно в тот год "Согласию" досталось 31 место в парламенте! Результат, который им вряд ли удастся когда-нибудь повторить.
Честности ради, рассмотрим и совсем маловероятный вариант: если случится чудо и все-таки встанет вопрос о возможном участии "Согласия" в каких-то правительственных коалициях.
В этом случае РСЛ допускает возможность поддержать это правительство, но при выполнении определенных, важных для русской общины, условий, и главное из них – сохранение русских школ.
Итак, голосуя за РСЛ, вы не только ничего не теряете, – вы получаете возможность влиять на "Согласие", которое порой забывает, что львиной долей ее избирателей до сих пор были именно русские.
Не верьте проплаченным рейтингам. Голосуйте по совести и ничего не бойтесь. Вместе защитим будущее наших детей и сохраним наши ценности!