Неужели девочке, мечтающей стать врачом, придется учить русский? У нас даже бюстгальтеры зовут шить гастарбайтеров.
Потому что оптимизм не по карману
Портал Nra.lv приводит точку зрения пользователя Facebook Оскара П. Ею он поделился на своей странице в социальной сети.
"Сколько жителей живет в Латвии, сколько у нас налогоплательщиков, которые фактически финансируют сеть государственных дорог? Если считать по числу налогоплательщиков, можем понять, почему не хватает денег на дороги. Проблема бедственного состояния дорог в сущности кроется в экономике, а совсем не в дорожной инженерии", — приводит Оскар слова профессора РТУ Зариньша. И это относится полностью ко всему, не только к дорогам.
Ясно одно, что ни один из политиков не осмелится сказать что-то подобное во всеуслышание, так как его после этого больше не выберут. Но это, скорее, безответственность. Спросите, что же делать, — пишет Оскар П. — Необходимо создать обстоятельства, чтобы как у можно большего числа людей возникло желание жить на этой территории. Сегодня в Латвии чудесная плотность населения. На каждого латвийца выходит аккурат по 33 000 кв. м. Подумайте сами, — пишет автор. — Кто-то из нас был бы способен самостоятельно содержать хозяйство такой площади? В то же самое время в тех же Нидерландах на одного голландца приходится всего 2500 кв. м Это уже то, что можно как-то переварить. Но всеми возможными средствами делается все, чтобы число людей, проживающих на этой территории, продолжало снижаться. В свою очередь та горстка, да, на самом деле горстка туристов, что приезжают в Латвию, эту страну спасти не в состоянии.
"Спросите — почему такой пессимизм?— обращается к своим читателям Оскар П. — Потому что для оптимизма нет никаких оснований".
Нерезидент — это не преступление
Предприниматель Харита Томе на сайте La.lv рассуждает о том, что деньги так называемых нерезидентов сулят Латвии не только риски, но и широкие возможности.
Неудивительно, что в глазах многих нерезиденты — это тайная, хорошо замаскированная орда иностранных солдат, цель которых — сделать Латвию политически и экономически уязвимой. Чтобы затем, в нужный момент поднести на блюде своему иностранному хозяину. Или разрушить и продать нашу страну по частям тем, кто предложит лучшую цену. К исторически оправданным и частично понятным сомнениям общества в том, что не у всех иностранцев добрые замыслы в отношении к Латвии и ее жителей в последнее время добавился новый массовый психоз. Теперь часть мирового зла олицетворяют так называемые "компании-пустышки" и инвестиции нерезидентов, как атрибут их международной власти.
Остается только радоваться тому, что скоро доля денег нерезидентов в наших банках упадет до 5%, в них также запретят обслуживание "компаний-пустышек". И Латвии не будет грозить внезапный отток этих денег в иностранные банки. После того, как Латвия сама принесет в жертву, по разным подсчетам, семь миллиардов евро нерезидентских денег, которые Латвия обслуживала до сих пор и миллионы евро, которых бюджет не досчитается в виде налогов.
Не получится ли так, выражает обеспокоенность предприниматель, что назначенный финансовому сектору курс лечения и выписанные лекарства нанесут больше вреда, чем сам недуг? Ведь ни для кого не секрет, что стабильности и репутации финансовой системы и инвестиционной среды ничто не угрожает так, как поспешные и непродуманные решения. Непоследовательная, зыбкая и странная экономическая политика.
Спору нет, обслуживая финансовые сделки нерезидентов, Латвия должна проявлять двойную бдительность. Однако это значит тщательную оценку возможных рисков, а не охоту на ведьм и состязание в скорости закрытия нерезидентских счетов.
Надо понимать, что обслуживание нерезидентов является статьей экспорта товаров и услуг государства. Который очень важен, если мы хотим достичь уровня жизни развитых стран.
Чтобы выжить в мире глобализма, экономической модели натурального хозяйства недостаточно.
Финансовые операции, туризм, услуги общественного питания, авиа-транзит, услуги частных клиник и санаториев, учебные программы. Это лишь некоторые из услуг, которые Латвия предлагает иностранцам, то есть нерезидентам. И в связанных с ними отраслях в последнее время был заметен достаточно стремительный рост. Который, в свою очередь, означает рост числа хорошо оплачиваемых мест, бюджетных доходов, рост экономики, влияя на улучшение общего уровня жизни.
Надо ли Латвии отказаться от всего этого из-за лени, невежества и неясных рисков? Стоит принять во внимание, что в последние 10 лет экспорт услуг составлял 30% от всего латвийского экспорта или 16% от всего ВВП страны. Речь идет о сумме, которая превышает примерно 3 миллиарда евро ежегодно.
Конечно, Латвия — не США и не Швейцария. Нам надо искать свои возможности. Но делать это надо, не поддаваясь всеобщему психозу фобий нерезидентов, отказываясь работать и зарабатывать там, где мы можем. Совсем наоборот, уверена автор. Государство должно подумать, как поддержать попытки частного бизнеса развить экспорт услуг в сфере финансов, туризма, транзита, медицины, образования и других областях, так как потенциал здесь огромен.
За что боролись?
В газете Latvijas Avīze Cанита Уплея обращает внимание, что еще 6 октября 1988 года сессия Верховного Совета Латвийской ССР приняла "Решение о статусе латышского языка", из чего делает вывод, что он даже старше восстановленного государства, и в этом году надо отметить его 30–летие.
"Почему представители этих уважаемых организаций и учреждений столь резво защищают тех людей, которые уже 30 лет не собираются подчиняться законам нашего государства? По этой логике получается, что прочие вынуждены идти навстречу и учить что–то дополнительно только затем, чтобы угодить тем, кто упорно отказывается соблюдать законы нашего государства. Были бы готовы эти организации таким образом также защищать, к примеру, неплательщиков налогов? Так сказать, пусть другие заплатят их дополнительно, пока многие сотни тысяч будут просто так освобождены от законной обязанности платить налоги".
А возобновляющаяся время от времени дискуссия о том, должны ли госслужащие говорить с русскоязычными СМИ на русском языке? Разве это не требование чиновникам преступить закон Латвии? Желающие стать чиновниками также автоматически должны знать русский язык?
"Тридцать лет с начала восстановления государства — хороший момент, чтобы задать вопросы, за что же мы боролись тогда, и не столь ли унизительно и несправедливо навязывание русского языка нашим детям, родившимся уже значительно после обретения независимости, как это было для выросших во время советской оккупации поколений латышей?". Словно оккупация и не кончалась.
Шить бюстгальтеры зовут гастарбайтеров
Dienas Вizness сообщает, что в прошлом году на 8,5% увеличился экспорт белья из Латвии, составивший в денежном выражении 33 миллиона евро.
"Крупнейшие предприятия отрасли увеличили объемы реализации продукции в России, которые после девальвации рубля в 2014 году в течение последних лет существенно упали".
Хитами продаж остаются так называемые невидимые бюстгальтеры, производящиеся с помощью техники ламинирования.
Основными конкурентами в Латвии являются международные сети Lindex, H&M и производитель белья Triumph.
Рост себестоимости в прошлом году составил 3% — за счет увеличения минимальных зарплат и тарифов на электроэнергию. Председатель правления Латвийской ассоциации белья Юрий Хадарович отмечает, что в стране сегодня 70 швейных предприятий, большинство из которых находится в Лиепае.
"Принимая во внимание затраты на рабочую силу и доступность, производители белья пытаются разместить производство за границей страны, например в Украине и Беларуси, а также взвешивают возможность ввозить гастарбайтеров".
"Рабочих рук не хватает всем", — подтверждает руководитель SIA New Rosme Эдгарс Штельмахерс. Газета отмечает, что "в настоящее время в моде сексуальное белье… с различными аксессуарами".