РИГА, 12 апр — Sputnik. Спустя два дня после запуска портала We Are Not Shell, он стал заполняться историями клиентов-нерезидентов, у которых заблокированы счета. Владельцы компаний рассказывают, какие требования стали предъявлять банки к клиентам в рамках проверок.
После скандала с ABLV Bank, который структура американского Минфина FinCEN обвинила в отмывании денег и подкупе латвийских чиновников, власти страны предложили срочные изменения в регулировании банковского сектора. На заседании Совета по развитию финансового сектора 21 марта был разработан план мероприятий по оздоровлению рынка, согласно которому обслуживание всех компаний-пустышек будет запрещено в латвийских банках с весны. Для тех, кто уже является клиентом, будет дан переходный период для закрытия счетов. Банкам, обслуживающим нерезидентов, придется снизить их долю до примерно 5%. Те, кто не сможет перестроить бизнес в сжатые сроки, должны будут уйти с рынка.
После этого банки начали массово избавляться от "подозрительных" клиентов. В частности, многие клиенты Rietumu bank получили уведомления о том, что их счета будут в одностороннем порядке закрыты из-за того, что они попали под определение так называемых shell-компаний (или компаний-пустышек), а транзакции до этого момента будут проводиться только после процедуры углубленного анализа.
Один из клиентов Rietumu — Дмитрий Меньшиков — предложил другим нерезидентам, ставшим заложниками ситуации в банковской сфере Латвии, объединиться и отстаивать свои права сообща. Для этого он запустил сайт We Are Not Shell, где пострадавшие клиенты могут делиться своими историями.
Проблемы у большинства клиентов-нерезидентов одинаковые — их счета заблокированы, банк требует пройти Due Diligence (процедура составления объективного представления об объекте инвестирования, включающая в себя оценку инвестиционных рисков, независимую оценку объекта инвестирования, всестороннее исследование деятельности компании, комплексную проверку её финансового состояния и положения на рынке). При этом банки ввели плату за проверки, некоторые требуют высылать документы по обычной почте и тянут время.
Так, один из клиентов Rietumu, который на портале We Are Not Shell представился как Влад, написал, что уже подал документы на due diligence, но банк цепляется к разным мелочам.
"Типа заверьте у нотариуса еще вот этот документ и пришлите нам в банк по почте. Судя по всему, банк сейчас собирает нужную сумму денег, чтобы к оговоренной ими же самими дате закрытия счетов обеспечить вывод средств всем, кому закрыли счета", — написал Влад.
Еще один клиент Rietumu — Дэвид — рассказал, что его компания зарегистрирована в Шотландии, за две недели до начала событий она проходила в банке проверку, по итогам которой менеджер сообщил, что претензий банк не имеет. Позже, как и многих, его попросили предоставить документы для углубленного анализа.
"В банке около 80 тысяч евро. На все вопросы банка ответил через 4 часа после получения письма. Две недели рассматривали, задали уточняющие вопросы типа договора аренды квартиры, где я живу (!!!). Сняли 1 тысячу евро за обслуживание и 130 евро за рассмотрение документов. Счет не закрывают, так как я должен пройти комплайнс. Деньги не отдают", — рассказал Дэвид.
Джон — также один из клиентов Rietumu — назвал происходящее "тотальным беспределом европейского банка".
"У меня уже списали 1000 евро. Due dilligance не подавал. Более того, у меня тоже компания была без номинала, то есть бенефициар им известен", — написал Джон.
Другой клиент рассказал, что у него потребовали дополнительно Incumbency, который в изначальном списке документов не фигурировал. сертификат Incumbency — документ, подтверждающий текущий статус компании и содержащий расширенную информацию о структуре компании. Стандартная информация в сертификате инкамбенси: название и регистрационный номер компании, дата ее регистрации, данные всех директоров и акционеров, количество выпущенных акций и размер уставного капитала по компании.
На портале также представлены аналогичные истории клиентов Citadele и Swedbank.