Например, что советские пенсионеры, которым государство вынуждено платить пенсии, гробят бюджет страны и лишают Латвию будущего.
"Такое отношение пенсионеров не дает молодым людям создать семьи. Эти люди в свое время строили коммунизм, а сейчас пустили страну в штопор. Они не рожали детей, когда была возможность. Надо сказать, что необоснованно высокие пенсии — это не вопрос прав человека. Почему мы сегодня должны платить большие пенсии, которые мы не можем себе позволить?" — рассуждал Рунгайнис несколько лет тому назад.
Правда, непонятно, зачем балерине язык. Тем более что часто лучше танцевать, чем говорить.
Кроме того, Рунгайнис последовательно отстаивает идею о том, что Латвии, кроме пенсионеров и русских, также не по карману и содержание пустующих регионов. И если за пенсионеров и русских никто в этой стране особо не вступится, то идея отказаться от провинциальных городов и весей задела за живое Латковскиса.
Он готов спорить с тезисами Рунгайниса о том, что весь прогресс человечества происходит в городах и там создается львиная доля ценностей. А вот содержание сельских территорий — чрезвычайно дорогое и нерациональное удовольствие. И чем меньше необжитых мест за пределами столицы, тем лучше. С позиций прагматизма банкир прав, признает публицист. Выгоднее было бы всех латвийцев оптом переселить в Ригу. От себя добавим, что это воплотило бы в жизнь и заветную мечту латышских партий — скинуть с поста мэра Риги ненавистного "прокремлевского " Нила Ушакова, за которого голосует русская половина столицы.
Бен Латковскис в связи с эти вспоминает свою поездку в солнечный Израиль. Его поразило, что там правительство финансирует строительство все новых и новых поселков — кибуцев. Причем не среди зеленых дубрав и шелковых мурав, как у нас. А посреди пустыни, где хорошо растут только камни. И к этим поселкам в пустыню курсируют автобусы. Автор сам ехал в таком, причем на протяжении всей дороги между кибуцами так никто не вышел и не зашел. Дороги тоже оставались пустынными. "Как бессмысленно расходуется топливо", — могли бы подумать Рунгайнис и подобные ему рационалисты. Однако евреи, которым приписывается исключительный прагматизм, тратят огромные ресурсы на содержание этих поселков и орошение финиковых пальм. Более того, стоят все новые кибуцы, пишет журналист. И курсирование общественного транспорта туда-сюда, хоть и пустого, имеет огромное символическое значение. Ни одному израильскому политику в голову не придет, что эта колонизация пустыни слишком дорогая затея и ресурсы надо концентрировать в Иерусалиме и городах у Средиземного моря. Эта идея была бы воспринята как крайне непатриотичная, даже антигосударственная. Соседи там сами знаете кто.
У нас тоже уже говорят о пустыне. Бывший председатель совета по сотрудничеству малых и средних предприятий Андрис Ласманис в разговоре с порталом rus.db.lv сказал: "Регионы пустеют, поскольку молодежи там нечего делать – нет рабочих мест. Это рано или поздно приведет к тому, что в регионах не будут нужны ни детские сады, ни школы. В результате у сельских магазинов снизится число покупателей, и рано или поздно владелец просто закроет свой магазин и уволит работников. Если создание новых рабочих мест, особенно в регионах, останется лишь заботой местных властей, то скоро мы столкнемся с ситуацией, когда встретить человека в регионах будет точно так же невозможно, как и встретить человека в пустыне".
Численность населения Израиля достигла 8,8 млн человек к концу 2017 года, что на 1,9% больше, чем год назад. ВВП на душу населения в 2017 году составил около 40,1 тысячи долларов США, увеличившись на 1%. Весь ВВП страны равнялся 348 млрд. В Латвии этот показатель в прошлом году — 26,9 миллиарда евро.
Так что, не знаю, право, к кому примкнуть в этом споре. Чисто по-человечески — конечно, к коллеге Бену Латковскису. Для латыша село, родное гнездышко среди полей и лесов — неотъемлемая часть его национальной самобытности, как сейчас говорит, идентичности и латышскости. Чисто по-банкирски это предмет роскоши, который стоит весьма дорого.
Наверное, все могло быть иначе. Однако все обстоит так, как есть. Потому что в Латвии построена система не просто центростремительная, но и "человекобежная". Власти Израиля давно и настойчиво собирают свой народ по камешку. А наши — раскидывают его, подобно ненужным камням. И все в чужой огород.