РИГА, 29 ноя — Sputnik, Руслан Панкратов. Политическая всеядность на подсознательном уровне всегда граничит с продажностью. Маниакальное стремление любыми путями привлечь к "Согласию" латышский электорат, чтобы выглядеть прилично в глазах все той же титульной нации — полная утопия, но только не для человека, поверившего в свою избранность.
Проза современной латвийской политической реалии заключается в том, что, привлекая один русский голос, любая партия теряет сразу два латышских и наоборот. Изменить алгоритм этнического голосования на данном отрезке современной истории Латвии не представляется возможным.
В контексте данного события мы видим безусловную готовность Ушакова к любым соглашениям во имя и во славу собственной власти и золотого тельца. По части ликвидации русских школ рижский градоначальник превзошел, пожалуй, практически всех своих предшественников, вместе взятых, включая представителей откровенно националистических идей.
С 2009 по 2015 год Ушакову удалось закрыть 19 русских школ. Особо хочется отметить, что даже латышские сельские самоуправления деньги на содержание своих предельно убыточных школ все-таки выделили, а вот несравненно более богатая Рижская дума, годовой бюджет которой составляет почти полмиллиарда евро, на школы имени Ломоносова и Толстого денег почему-то так и не нашла.
В итоге в стране количество школ, в которых можно получить образование на русском языке, сократилось на 47%: в 5 крупных городах — на 30%, а в самой Риге — на 32%, в регионах за пределами больших городов — на 65%. Статистика свидетельствует о том, что латышские школы так и остались этническими, как и в советский период. Русские школы, напротив, сохранили свою интегрирующую роль, будучи привлекательными не только для других нацменьшинств, но и для значительного числа латышей.
В результате политики руководства Рижской думы за последние 10 лет полностью исчезла существовавшая более столетия возможность получения даже начального образования на русском языке. Между тем Рижское самоуправление не ощущает никакой ответственности за сохранение образования на русском, по крайней мере в публичном пространстве.
В 2010 году в русских школах 71,7% школьников были этническими русскими, 14% — представителями других этнических меньшинств, 14,3% — этническими латышами. Несмотря на то, что современная Латвия декларирует всему миру, что у нее восстановлена довоенная республика, ее законодательство сквозит нацистскими настроениями.
В 1997 году была принята норма об обязательном владении учителями школ нацменьшинств латышским языком на высшую категорию. В 1998 году было запрещено использовать в учебном процессе литературу, изданную в других странах, в том числе этнического происхождения нацменьшинств. Сейчас подготовка педагогов русских школ не ведется вообще.
Новая реформа отменяет ранее принятые правила о стандартах образования в средней школе, которые предусматривали наличие в учебном заведении не менее 5 предметов на латышском языке. При наличии 17 предметов выбрать из них наиболее "безобидные", такие как рисование, спорт, этика, география, история, представлялось вполне реальным.
Никакой отвечающей здравому смыслу комбинации предметов здесь составить не представляется возможным. Проект нового закона об образовании, предусматривающий полный перевод среднего образования национальных меньшинств на латышский язык, предназначен для того, чтобы навсегда стереть существующее различие между латышскими и русскими детьми, заставив последних изучать латышский язык не как иностранный, а как родной.
Из исследований, проведенных специалистами эталонных с точки зрения демократических ценностей Европейского союза и Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), мы знаем, что первые годы обучения имеют решающее значение для развития ребенка, а родной язык ребенка является идеальным средством обучения в дошкольный период и в детском саду. Кроме того, государства должны по мере возможности создавать условия, позволяющие родителям выбирать язык обучения ребенка.
Латвийские власти почему-то интерпретирует эти рекомендации по-своему. Во-первых, они решили, что необходимо усилить контроль за использованием государственного языка и качеством образовательного процесса в школах нацменьшинств. Во-вторых, постановить в нормативных актах, что среднее образование для школьников, которые определенное время учились в рамках латвийской образовательной системы, должно осуществляться только на государственном языке. В-третьих, по мнению властей, необходимы курсы государственного языка для учителей с целью повышения уровня латышского языка. А в довершении всего было решено, что учителям, не знающим государственный язык, не место в латвийской образовательной системе.
Ситуация, когда получение образования на родном языке недоступно уже начиная с первого класса, вступает в противоречие с Гаагскими рекомендациями ОБСЕ и резко ограничивает права, предусмотренные статьей 14 Рамочной конвенции защиты прав национальных меньшинств, которая была ратифицирована Сеймом 25 мая 2005 года. То есть существенное ухудшение ситуации с получением образования на родном языке наступило уже в период действия Конвенции.
Латвийская Республика, как высокая договаривающаяся сторона, взявшая на себя обязательства по соблюдению Всеобщей декларации прав человека (принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 года) и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (принятой 4 ноября 1950 г. в Риме), систематически и грубо нарушает указанные международные правовые нормы.
Российская партия "Единая Россия" разорвала договор о сотрудничестве с латвийской партией "Согласие" в сентябре 2017 года, но в Латвии новость была преподнесена так, что именно партия "Согласие" приняла решение и стала настоящим инициатором разрыва отношений с "Единой Россией" для слияния с европейским социал-демократическим движением.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.