Ольга Сухаревская, магистр внешней политики, правовед – для Sputnik Латвия
Национальная политика Латвии нарушает 12 основополагающих международных конвенций в области защиты прав человека и ряд деклараций международных организаций.
Этнократия и международное право
Рассматривая вопросы языковой и образовательной дискриминации представителей нетитульных национальностей Латвии, невозможно обойти проблему построения нациократического государства. Латвия является единственной в Европе страной, где гражданство и права человека обусловлены его национальным происхождением. Именно этот этнократический подход порождает весь комплекс проблем, включая и образовательные.
Согласно нормам Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, "не допускается любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках… родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни".
В свою очередь, Международный пакт о гражданских и политических правах гласит, что "в тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к таким меньшинствам, не может быть отказано в праве… пользоваться родным языком".
Как член ЕС Латвия несет все обязательства в соответствии с Хартией Европейского союза об основных правах, ст. 21 которой прямо запрещает дискриминацию по признаку этнического происхождения, языка, религии или убеждений, политических или любых других взглядов, принадлежности к национальному меньшинству. Но если все перечисленные документы, как и любые акты международного права, имеют рекомендательный характер, то Директива Совета Европейского союза 2000/43/ЕС от 29 июня 2000 года, имплементирующая принцип равного обращения с людьми независимо от их расового или этнического происхождения, является обязательной к исполнению.
Нет меньшинств – нет проблемы
Выход был найден в фальсификации международных обязательств. Ратифицировав после долгих лет борьбы Рамочную конвенцию Совета Европы о защите национальных меньшинств, власти страны вывели из-под ее действия неграждан — около полумиллиона представителей национальных меньшинств. И, готовя отчеты о выполнении условий конвенции, попросту отсекают треть населения страны от механизма защиты их прав.
Наличие пораженных в правах людей, в свою очередь, прямо противоречит Европейской конвенции о гражданстве, статья 5 которой гласит, что "положения государства-участника о гражданстве не должны содержать различия или заключать в себе практику, представляющие дискриминацию по признакам пола, религии, расы, цвета или национального или этнического происхождения".
Это, в свою очередь, порождает дискриминацию в сфере образования. Хотя в Риге, Даугавпилсе и Лиепае количество русскоязычного населения составляет порядка 50%, все школы с русским языком обучения причислены к школам национальных меньшинств. Крайне удобная позиция для ограничения прав иноязычных учащихся, поскольку даже наиболее совершенное законодательство в сфере защиты прав национальных меньшинств ставит их в условия отдельного законодательного регулирования, позволяя, например, манипулировать количеством желающих получать образование на родном языке, организационными и финансовыми возможностями ведения учебного процесса, подготовки учителей и так далее.
Карательная филология
Введенное в правовое поле Латвии понятие "государственного языка" на практике обернулось уничтожением образования на языке национальных меньшинств.
Здесь тоже не обошлось без фальсификации международных обязательств страны. Так, конвенция "О борьбе с дискриминацией в области образования" позволяет создавать параллельные системы образования на различных языках. Как сказано в статье 2b документа, дискриминацией не является "создание или сохранение по мотивам религиозного или языкового характера раздельных систем образования или учебных заведений, дающих образование, соответствующее выбору родителей или законных опекунов учащихся, в тех случаях, когда включение в эти системы или поступление в эти заведения является добровольным и если даваемое ими образование соответствует нормам, предписанным или утвержденным компетентными органами образования".
Но в перевод этой статьи на латышский язык "вкралась досадная опечатка": вместо "не является дискриминацией" в тексте значится "не должна способствовать дискриминации". В итоге власти трактуют наличие русских школ как дискриминацию, противоречащую Конвенции.
Требуют внести изменения в закон об образовании и языковую политику также в Совете Европы. Резолюция ПАСЕ № 1236 от 23 января 2001 года рекомендует внести изменения в законы о государственном языке и образовании, принять закон о защите национальных и языковых меньшинств и создать государственный орган по делам меньшинств, а также обеспечить открытый диалог с общиной, не говорящей на латышском языке.
Европейскую же Хартию о региональных языках и языках национальных меньшинств, которая и призвана регулировать языковые взаимоотношения в стране, Рига ратифицировать вообще отказалась.
Операция "Ассимиляция"
Речь не только о языке. Даже на русском юным жителям Латвии внушают "сплоченную национальную память" на основе лояльности концепции "советской оккупации", предусмотренной в программе "Основные вопросы политики национальной идентичности и интеграции общества (2012—2018 гг.)". Это также является нарушением норм международного права, что подчеркивается в Резолюции ПАСЕ 1527 (2006): избегать требований, которые могут ущемлять этническое и культурное достоинство лиц, готовых пройти натурализацию, требуя от них согласия с убеждениями, противоречащими их пониманию истории их культурной общины или народа.
Для закрепления тенденций превращения национальных меньшинств страны в манкуртов в Латвии создана целая система поражения неграждан в избирательных правах, что прямо противоречит Европейской хартии самоуправлений. В связи с исключением русскоязычного населения из политического процесса исчезла возможность легальных изменений нациократической политики властей Латвии, что создает замкнутый круг.
Демографические показатели системной дискриминации говорят сами за себя. Смертность среди нацменьшинств на 18% выше, а рождаемость — на 25% ниже, чем у латышей. Процесс сокращения доли неграждан происходит не благодаря натурализации, а за счет естественного вымирания.
Безусловно, такая трактовка является слишком произвольной, но в некоторой мере политика латвийских властей может расцениваться как проявление этноцида – преступления, пока еще официально не признанного ООН, но уже попавшего в глоссарии терминов по защите прав человека. По определению "Краткого словаря по правам человека", этноцидом является уничтожение культуры народа, а не физическое истребление самих людей.
Определение неправовое, но красноречивое.