Дискуссия проходила в Kanepes kultūras centrs — культовом месте для латышской хипстерской молодежи. И сразу добавим в скобках — молодежи патриотически, а точнее, националистически настроенной.
Наблюдение номер 1. Почему-то латышская хипстерская молодежь очень национально ориентирована, и многие из них — электорат партии "Все Латвии" (Visu Latvijai TB DNLL), о чем сообщают часто встречающиеся на них майки с патриотической символикой, равно как и символика самой партии.
Наблюдение номер 2. Тех, кто пришел выступить в защиту русских школ, было намного больше условных "нападающих". Русские журналисты, блогеры, просто сочувствующие до поры пытались смешаться с общей аудиторией, численностью до тридцати человек, пока во второй части дискуссии по репликам и выступлениям не стало очевидно, что почти все тридцать они и есть.
Возможно, это связано с тем, что русских в Латвии год за годом разными мелкими и крупными проверками, придирками приучают к тому, что их социальная активность может сразу получить политический ярлык, или прибежит языковый инспектор проверять, используют ли они в общении между собой государственный язык, а то, не дай бог, в аудитории окажется кто-то, кто хотел бы перевода…. Здесь так же, как и в случае с утверждением про хипстеров, трудно опираться на факты и статистику, поэтому это можно считать своего рода "коллективным мифом".
Впрочем, то, что этот миф не так далек от реальности, проявилось и во время встречи.
"Неужели учителя боятся наказания за то, что они выступят в общественной дискуссии по поводу школ?" — спросил ведущий. И важным был не сам вопрос, а то искреннее удивление, с котором он был задан.
Хорошо, что слово взяла преподаватель Агенскалнской гимназии, она же депутат Рижской думы Ивета Ратиника, которая несколько осадила коллегу по дискуссии. "Я могу уточнить для коллеги, который про такие вещи не слышал, — есть такая Инспекция качества образования — организация, которая пугает любого учителя, больше чем VID (налоговая инспекция) и KNAB (Антикоррупционное бюро), вместе взятые. Любой про любого может написать все что угодно… И если даже у преподавателей в латышских школах были проблемы из-за пары лишних слов, то можно представить, что в какой-нибудь школе нацменьшинств в Риге, в которой сорок "лишних" средних школ (о чем все время напоминает Шадурскис) преподаватель элементарно боится открыть рот", — сказала Ратника.
Уф, отлегло, нам не приснилось. Если у вас мания преследования — это еще не значит, что за вами не гонятся.
Еще один вопрос на ту же тему показал грандиозную пропасть между русским и латышским информационным пространством.
"Хорошо, а что с этой реформой, — спросил ведущий. — Насколько она реальна? Есть какие-то определенные сроки?"
"Проблема в том, что единственный способ, откуда они собираются взять деньги на реформы, — это брутальная реорганизация. Например, в Латгалии двадцать одна "лишняя" средняя школа, это только средние школы, мы не берем начальные и основные школы. Все школы-интернаты тоже лишние. Что означает на селе "лишняя" школа-интернат? Это означает, что большинство этих подростков останется без среднего образования, так как они просто физически не смогут доехать до школы", — это опять слова Иветы Ратиники.
Задача, конечно, захватывающая, но открываешь еженедельник, а там налоги, падение продаж, поиск новых источников заработка, планы и выживание, выживание, выживание…. И все это, положа руку на сердце, как-то очень слабо коррелируется с отличным латышским произношением. Конечно, правящие могут постараться и устроить нам искусственно "хорошую жизнь", как в аквариуме. Уже стараются в поте лица. Поживем — увидим…
Но в заключение, после убедительного разбора Иветы Ратиники, оба "борца за сплочение общества путем закрытия русских школ" пробормотали что-то не очень внятное, из серии, что проблема сложная, и Филипп Ластовскис прибавил, что в ближайшие пятнадцать (или пятьдесят?) лет ее не получится решить.