Ползучая реформа школы: удар по учителям

© Sputnik / Roberts VicupsВ школьном кабинете
В школьном кабинете - Sputnik Латвия
Подписаться
В документах, обосновывающих очередное наступление на школы нацменьшинств, выявляется картина ползучей дискриминации, которая идет сразу по нескольким направлениям, отвлекая ресурсы Министерства образования и науки от реальных проблем: катастрофического снижения качества знаний по точным наукам, реэмиграции латышей, интеграции беженцев.

РИГА, 15 ноя — Sputnik, Юлия Грант. А может быть, цель реформы – совсем не латышский язык? В дискуссиях по поводу перевода русских школ на латышский язык две крайности, которых не избежало и само министерство. С одной стороны, оно утверждает, что знание латышского достаточно для того, чтобы осваивать программу и сдавать экзамены по тем же заданиям, что для латышских школ (и это практикуется уже с 2012 года).

С другой стороны, оно намерено увеличить долю предметов, преподаваемых на латышском, до 80% (что оставляет маленький фрагмент времени разве что на родной язык и литературу), чтобы "увеличить конкурентоспособность" русских детей на рынке труда. Очевидно, что последний тезис уже избыточен, так как вопль о конкурентоспособности идет как раз с другой стороны: Национальное объединение выдвинуло инициативу запретить работодателям вписывать в квалификацию знание русского языка, потому что "в своей стране обслуживать клиентов мы имеем право только по-латышски".

Умственно отсталые

Реформа обставляется не как наезд на русские школы, а как внедрение "нового содержания образования" — по словам министра доктора математических наук Карлиса Шадурскиса, оно должно быть инновационным, в средней школе углубленным.

Чтобы понять преимущества нового, посмотрим на состояние старого. Тут у министерства прямо-таки провал. Двадцать пять процентов выпускников средней школы выполнили задания централизованного экзамена по математике менее чем на 20%, а тенденция снижения результатов по математике продолжается уже 3 года.

Высшее образование - Sputnik Латвия
В Латвии не хватает около 10 тысяч специалистов по точным наукам
Менее 1 тысячи человек во всей стране сдают экзамен по физике, тогда как только Рижский технический университет ежегодно нуждается в 847 абитуриентах. При таком раскладе по физике берут всех, о каком-либо конкурсе речь не идет. Почему такая беда с точными науками в стране, славившейся своими инженерными традициями не менее 150 лет?

Родитель двух детей Дэги Караев, инициировавший 23 октября акцию протеста по поводу реформы, задал министерству этот вопрос.

На этой неделе он получил ответ: виновато снижение сложности заданий из-за перехода от двухуровневой системы (зачет для всех или экзамен для самых умных) к единому стандарту. Почему-то это названо "совершенствованием системы централизованных экзаменов" и закреплено распоряжением Кабинета министров №204. "Формирование одного экзамена для оценки знаний разных учащихся по разным программам повлияло на математическую готовность учащихся", — указывает МОН, хотя логично было ждать обратного: облегченный экзамен и сдать проще.

Настоящей катастрофой для математики стало "повышение в содержании экзамена удельного веса заданий, требующих понимания задачи и мыслительных навыков". Страшно даже подумать, что содержат в себе задания экзамена, которые по-прежнему не требуют "понимать задачу и проявлять мыслительные навыки", однако результат налицо: средний результат экзамена по математике заметно снизился в 2015/2016 учебном году (2014/2015 год – 43,6%, 2015/2016 год – 36,2%), а в 2016/2017 году сполз еще на 1,3% до 34,9% из ста возможных.

Доска и мел - Sputnik Латвия
Директор школы о реформе образования: в стране вырастет число недоучек
В порыве откровенности МОН сообщает, что титульное образование тянут на дно профтехшколы, где количество учебных часов на математику гораздо меньше, "что обусловливает объективно недостаточные знания выпускников": в 2016/2017 учебном году средний результат по математике в государственных гимназиях был 55,4%, в средних школах – 40,7%, в профессиональных школах – 19,6%. Количество сдающих экзамен в них составляет примерно треть от общего числа по стране.

С такими оценками выпускнику профтехшколы точно не светит совершенствоваться в выбранной профессии в вузе, да и квалифицированного рабочего, какими когда-то славилась Латвия, из такого недоросля не вырастишь.

Опрос почти не виден

Даже в самой гнусной ситуации Министерство образования и науки все-таки пытается сохранить фасад. Поэтому в обоснование реформы оно представило "исследования", проведенные по заказу Агентства латышского языка (Latvijas valodas aģentūra, LVA). Впервые они были предложены Комиссии Сейма по образованию, культуре и науке уже 11 октября 2016 года, а затем вкратце повторены на заседании Консультативного совета по образованию нацменьшинств 10 ноября 2017 года.

Итак, выводы о жизни 763 тысяч человек, относящихся в Латвии к нацменьшинствам, МОН делает из опросов с количеством участников от 367 в 2009 году до 410 в 2014-м, без описания их методологии и выборки по возрастному, региональному, образовательному цензу.

© Sputnik / Ekaterina StarovaХроника реформы: как заставить учителей подчиняться
Хроника реформы:  как заставить учителей  подчиняться - Sputnik Латвия
Хроника реформы: как заставить учителей подчиняться

А для проведения опросов на чувствительную тему LVA выбирает сплошь неудачников, показывает изучение данных регистра предприятий и Firmas.lv.

2009: Data Serviss. Уже в год выполнения заказа LVA его постигли убытки, а в 2011-м убытки Data Serviss составили 50% от оборота, что вскоре повлекло за собой неплатежеспособность (2013), банкротство и ликвидацию (28.12.2015).

2012: Aptauju Aģentūra. В год выполнения заказа для государственной организации показал убытки в размере половины своего оборота: 11,6 тыс от 25.6 тыс. и в настоящий момент уже остановил деятельность.

2014: SIA Excolo. Микропредприятие с уставным капиталом 142 (сто сорок два) евро и с 4-5 работниками, за которых за все время существования компании законно не уплачено ни цента социальных взносов. Видимо, всем им хватало 720 евро в месяц "на руки" за проведение государственно важных исследований. Благополучная в 2015-м, Excolo за год "уронила" оборот в 4 раза (с 85 428 до 22 481 евро), а убытки ее тем временем возросли в 7 раз (с 2,3 до 14,8 тыс).

Неудивительно, что проведенные таким образом исследования указывают на 8% не знающих латышский язык в неизвестной возрастной группе. А вот ученые факультета философии и социологии Латвийского университета, работавшие по заказу Госканцелярии, установили, что в возрастных группах от 15 до 54 лет признаются в слабых знаниях латышского 2% респондентов, причем 46% знают язык хорошо и отлично, причем доля вторых растет от опроса к опросу.

Кстати, у молодежи есть совсем объективный и точный критерий знания языка: на всю Латвию в 2017 году нашлось только 2 (два) ученика, получивших на централизованном экзамене в средней школе по латышскому оценку менее 20% (квалификационный порог составляет 5%). Это показывает, что мишенью реформы являются не столько дети, сколько учителя.

В десятке лучших — семь русских школ

"Среди десяти учебных заведений с наивысшими результатами в математике есть школы национальных меньшинств, — признает МОН. – Государственный центр содержания образования (VISC) в 2011 и 2016 году проводил анализ результатов экзаменов по математике и разработал методические рекомендации для улучшения достижений учащихся, однако ни Министерство образования, ни VISC не проводили исследований достижений в математике в аспекте сравнения учебных программ".

В школьном кабинете - Sputnik Латвия
Реформа образования без учителей и методик
Конечно, зачем анализировать результаты и перенимать опыт школ нацменьшинств, успешнее развивающих у детей мыслительные и творческие навыки? Свою задачу Министерство образования и науки видит совсем в другом. Его реформа направлена на ликвидацию образования на русском языке. Рискну предположить, что результат может быть таким же, как с отменой двухуровневых испытаний по математике: общий уровень знаний низведут до двоечников, и даже с таким уровнем школьники перестанут справляться.

Ладно бы под удар попали русские дети – так ведь и латышские глупеют на глазах. Значит, задача конкурентоспособности не стоит. Какая же тогда стоит?

В ходе намеченного сокращения школьной сети в Латвии надлежит ликвидировать или перевести в статус основных или начальных 180 средних школ. Учителям оставшихся министр образования Шадурскис сулит зарплату в 1500 евро.

В школьном кабинете - Sputnik Латвия
Конец русской школы — только начало. Кто следующий под ударом?
В результате принятых в прошлом году законодательных изменений учителя русских школ стали наиболее зависимой категорией бюджетников. На их место рвутся педагоги из закрываемых латышских школ, в декларируемой МОН реформе делается акцент на "проверку качества преподавания", на что даже планируется тратить европейские деньги по программе SAM 8.3.1., а уволить их теперь можно в обход любого трудового законодательства – для этого Сейм и принял в прошлом году поправки о лояльности в Законе об образовании.

Поэтому реформа "качества образования" убивает двух зайцев. Латышские педагоги, которым не надо будет подстраиваться под русских детей и пытаться им что-то объяснить по своему предмету, получат жалованье и уверенность в завтрашнем дне. 29 тысяч учителей – это хороший электорат: именно столько получила на выборах в 12-й Сейм партия Шадурскиса "Единство" по Земгальскому избирательному округу. А голоса этой партии ох как нужны, отсюда и курьерская спешка, с какой министр пытается внедрить школьную реформу.

Лента новостей
0