РИГА, 15 ноя — Sputnik, Юлия Грант. А может быть, цель реформы – совсем не латышский язык? В дискуссиях по поводу перевода русских школ на латышский язык две крайности, которых не избежало и само министерство. С одной стороны, оно утверждает, что знание латышского достаточно для того, чтобы осваивать программу и сдавать экзамены по тем же заданиям, что для латышских школ (и это практикуется уже с 2012 года).
С другой стороны, оно намерено увеличить долю предметов, преподаваемых на латышском, до 80% (что оставляет маленький фрагмент времени разве что на родной язык и литературу), чтобы "увеличить конкурентоспособность" русских детей на рынке труда. Очевидно, что последний тезис уже избыточен, так как вопль о конкурентоспособности идет как раз с другой стороны: Национальное объединение выдвинуло инициативу запретить работодателям вписывать в квалификацию знание русского языка, потому что "в своей стране обслуживать клиентов мы имеем право только по-латышски".
Умственно отсталые
Реформа обставляется не как наезд на русские школы, а как внедрение "нового содержания образования" — по словам министра доктора математических наук Карлиса Шадурскиса, оно должно быть инновационным, в средней школе углубленным.
Чтобы понять преимущества нового, посмотрим на состояние старого. Тут у министерства прямо-таки провал. Двадцать пять процентов выпускников средней школы выполнили задания централизованного экзамена по математике менее чем на 20%, а тенденция снижения результатов по математике продолжается уже 3 года.
Родитель двух детей Дэги Караев, инициировавший 23 октября акцию протеста по поводу реформы, задал министерству этот вопрос.
На этой неделе он получил ответ: виновато снижение сложности заданий из-за перехода от двухуровневой системы (зачет для всех или экзамен для самых умных) к единому стандарту. Почему-то это названо "совершенствованием системы централизованных экзаменов" и закреплено распоряжением Кабинета министров №204. "Формирование одного экзамена для оценки знаний разных учащихся по разным программам повлияло на математическую готовность учащихся", — указывает МОН, хотя логично было ждать обратного: облегченный экзамен и сдать проще.
Настоящей катастрофой для математики стало "повышение в содержании экзамена удельного веса заданий, требующих понимания задачи и мыслительных навыков". Страшно даже подумать, что содержат в себе задания экзамена, которые по-прежнему не требуют "понимать задачу и проявлять мыслительные навыки", однако результат налицо: средний результат экзамена по математике заметно снизился в 2015/2016 учебном году (2014/2015 год – 43,6%, 2015/2016 год – 36,2%), а в 2016/2017 году сполз еще на 1,3% до 34,9% из ста возможных.
С такими оценками выпускнику профтехшколы точно не светит совершенствоваться в выбранной профессии в вузе, да и квалифицированного рабочего, какими когда-то славилась Латвия, из такого недоросля не вырастишь.
Опрос почти не виден
Даже в самой гнусной ситуации Министерство образования и науки все-таки пытается сохранить фасад. Поэтому в обоснование реформы оно представило "исследования", проведенные по заказу Агентства латышского языка (Latvijas valodas aģentūra, LVA). Впервые они были предложены Комиссии Сейма по образованию, культуре и науке уже 11 октября 2016 года, а затем вкратце повторены на заседании Консультативного совета по образованию нацменьшинств 10 ноября 2017 года.
Итак, выводы о жизни 763 тысяч человек, относящихся в Латвии к нацменьшинствам, МОН делает из опросов с количеством участников от 367 в 2009 году до 410 в 2014-м, без описания их методологии и выборки по возрастному, региональному, образовательному цензу.
А для проведения опросов на чувствительную тему LVA выбирает сплошь неудачников, показывает изучение данных регистра предприятий и Firmas.lv.
2009: Data Serviss. Уже в год выполнения заказа LVA его постигли убытки, а в 2011-м убытки Data Serviss составили 50% от оборота, что вскоре повлекло за собой неплатежеспособность (2013), банкротство и ликвидацию (28.12.2015).
2012: Aptauju Aģentūra. В год выполнения заказа для государственной организации показал убытки в размере половины своего оборота: 11,6 тыс от 25.6 тыс. и в настоящий момент уже остановил деятельность.
2014: SIA Excolo. Микропредприятие с уставным капиталом 142 (сто сорок два) евро и с 4-5 работниками, за которых за все время существования компании законно не уплачено ни цента социальных взносов. Видимо, всем им хватало 720 евро в месяц "на руки" за проведение государственно важных исследований. Благополучная в 2015-м, Excolo за год "уронила" оборот в 4 раза (с 85 428 до 22 481 евро), а убытки ее тем временем возросли в 7 раз (с 2,3 до 14,8 тыс).
Неудивительно, что проведенные таким образом исследования указывают на 8% не знающих латышский язык в неизвестной возрастной группе. А вот ученые факультета философии и социологии Латвийского университета, работавшие по заказу Госканцелярии, установили, что в возрастных группах от 15 до 54 лет признаются в слабых знаниях латышского 2% респондентов, причем 46% знают язык хорошо и отлично, причем доля вторых растет от опроса к опросу.
Кстати, у молодежи есть совсем объективный и точный критерий знания языка: на всю Латвию в 2017 году нашлось только 2 (два) ученика, получивших на централизованном экзамене в средней школе по латышскому оценку менее 20% (квалификационный порог составляет 5%). Это показывает, что мишенью реформы являются не столько дети, сколько учителя.
В десятке лучших — семь русских школ
"Среди десяти учебных заведений с наивысшими результатами в математике есть школы национальных меньшинств, — признает МОН. – Государственный центр содержания образования (VISC) в 2011 и 2016 году проводил анализ результатов экзаменов по математике и разработал методические рекомендации для улучшения достижений учащихся, однако ни Министерство образования, ни VISC не проводили исследований достижений в математике в аспекте сравнения учебных программ".
Ладно бы под удар попали русские дети – так ведь и латышские глупеют на глазах. Значит, задача конкурентоспособности не стоит. Какая же тогда стоит?
В ходе намеченного сокращения школьной сети в Латвии надлежит ликвидировать или перевести в статус основных или начальных 180 средних школ. Учителям оставшихся министр образования Шадурскис сулит зарплату в 1500 евро.
Поэтому реформа "качества образования" убивает двух зайцев. Латышские педагоги, которым не надо будет подстраиваться под русских детей и пытаться им что-то объяснить по своему предмету, получат жалованье и уверенность в завтрашнем дне. 29 тысяч учителей – это хороший электорат: именно столько получила на выборах в 12-й Сейм партия Шадурскиса "Единство" по Земгальскому избирательному округу. А голоса этой партии ох как нужны, отсюда и курьерская спешка, с какой министр пытается внедрить школьную реформу.