День рыбака, у нас в стране известный еще как День моря – не латвийская "собственность", международная. Но в Латвии он вполне мог бы претендовать на статус одного из главных национальных праздников. Не зря хронологически он близок к самому главному из неполитических и самому национальному празднику – к Лиго.
Дни летнего солнцеворота и вторые выходные июля напоминают о двух основных здешних исторических типажах. Лиго – праздник земледельческий, крестьянский, привязанный к солнечным фазам. День рыбака, который несравнимо младше, — профессиональный праздник работников рыболовной отрасли. Исторически латыши – нация крестьян и рыбаков: вот и отмечаем.
По морю сюда пришли немцы, основавшие Ригу и владевшие здешними землями долгие века. Ключевое положение латвийской (ливонской, лифляндской) столицы на балтийском берегу заставляло рвать ее друг у друга сменявшихся завоевателей: поляков, шведов. Выход к морю надеялись получить здесь русские цари, начиная как минимум с Ивана Грозного – и получили-таки в лице Петра I. Статус крупного морского порта позволил Риге стать большим, богатым, важным городом, а в начале 20-го века – одной из промышленных столиц Российской империи.
Почти всем, что приносит Риге и Латвии известность и доход, город и страна обязаны морю. Море – это портовый транзит, курортные пляжи, круизный туризм (включая алкогольные туры шведов на паромах фирмы Tallink), копченые камбала и скумбрия – куда более ценное наше кулинарное достояние, нежели серый горох. Море – даже такое, как мелкий, пресный и холодный Рижский залив – обеспечило Юрмале культовый статус у советской богемы и российской элиты. Да и западный шарм Риги, готические достопримечательности ее Старого города, ее славное ганзейское средневековье – то, что определяет самосознание местных и привлекает сюда туристов – все это тоже наследие торгового, морского прошлого столицы.
Благодаря морю образцово провинциальное ныне Курземе сделалось в XVII веке, во времена курляндских герцогов, ни много ни мало колониальной державой, владелицей карибского острова Тобаго. Национальное латышское возрождение в XIX веке – то, что увенчалось созданием независимого государства – шло под стук кораблестроительных инструментов: на рубеже позапрошлого и прошлого веков в Лифляндской и Курляндской губерниях спустили на воду больше полутысячи только крупных судов. А где спасалось во время смуты 1919 года первое правительство независимой Латвии? На пароходе "Саратов", на лиепайском рейде.
Тут по правилам праздничного жанра следовало бы написать, что современная Латвия уверенно следует намеченным Валдемарсом курсом. Вот только она им не следует.
При всей громадной роли моря в ее прошлом и настоящем Латвия так и не стала истинно морской страной.
Дело не только в экономике и геополитике. Хотя и в них тоже: потому что Латвия не смогла и не захотела в полной мере использовать все выгоды своего положения "морских ворот" гигантского постсоветского пространства – даже российский транзит, с которого мы снимали барыши в девяностые, в значительной мере оказался нами упущен. Но в первую очередь дело в психологии. Все прочее – следствия.
А в современной Латвии торжествует – и на уровне национальной политики, и на уровне бытовой психологии – прямо противоположный подход. Консервативный. Охранительный. Идейный. С упором на местные традиции, национальные ценности, чистоту языка. И это касается не только пресловутой борьбы с языком русским. Допустим, штраф за нелатышские надписи на елгавском вокзале (удобство туристов? знать ничего не хотим!) мотивирован политическими соображениями: среди прочего там была и враждебная кириллица. В захолустнейшей Боснии я видал надписи корейскими буквами хангыль – но у нас, разумеется, "уникальная ситуация". Однако Центр госязыка и самим латышам не велит употреблять иноземные (причем не русские!) слова "бариста" и "меренга" — тут уже не политика, тут чистой воды закрытость, боязнь чужого.
Британец Мэл Кенни и швед Андерс Палзов лишаются в Латвии ректорских постов. Сейм запрещает покупать латвийскую землю любому иностранцу, не знающему латышский на категорию B2. Это ведь тоже не борьба с русской "гибридной угрозой". Это – стремление запереться на своем пятачке, в своем кругу, отгородиться от большого, неуютного, непонятного мира. Это психология не моряка и торговца, непоседы и авантюриста – это психология крестьянина, привязанного к своему участку земли, хуторянина, живущего вековыми земледельческими традициями и не доверяющего чужакам.
Вот только в нынешнем мире – мультикультурном, динамичном, стремительно меняющемся (если угодно: морском) – этот выбор неизбежно означает усугубляющийся провинциализм. Как бы не получилось так, что Латвия сама себя сбросила с парохода современности.