В Латвии на повестке дня снова "актуальный" для страны вопрос о запрете ношения одежды, закрывающей лицо. С одной стороны, это понятно — в культурной традиции наших широт закрытое лицо является сигналом угрозы. К тому же лицо — зеркало души. С другой — а как же быть с терпимостью и мультикультурализмом?
Как писал Sputnik Латвия, 10 июля Минюст планирует подать на рассмотрение комитету кабинета министров соответствующий законопроект.
На рассмотрение госсекретарей министерств он поступил еще прошлой осенью. Законопроект предусматривает ограничения на ношение в общественных местах закрывающих лицо предметов одежды. Общественными местами в соответствии с предлагаемыми изменениями не будут считаться храмы, молитвенные помещения, а также помещения, где ведется религиозная деятельность.
Кроме того, закон должен предусмотреть исключения, когда закрывать лицо требует профессиональная деятельность или занятия спортом. Вряд ли уместно требовать "открыть личико" у работающего сварщика, находящегося при исполнении спецназовца, аквалангиста или горнолыжника, лица которых закрывает спортивное снаряжение.
Законопроект всплыл в недрах контролируемого Национальным объединением Минюста в то время, когда идея неконтролируемого наплыва в Латвию беженцев с Ближнего Востока и Севера Африки была актуальна и активно использовалась национально заточенными политиками для привлечения электората. Надо сказать, что семена попали в благодатную почву — по данным прошлогоднего опроса населения, 77% респондентов в Латвии поддерживали законопроект о запрете на ношение закрывающей лицо одежды.
А в сентябре 2015 года органами правопорядка даже было продемонстрировано что-то вроде репрессий по отношению к мусульманской общине Латвии. Кто-то из прохожих пожаловался в полицию, что на улице по адресу Бривибас, 104, где располагается Исламский культурный центр Латвии, велась мусульманская молитва. На всякий случай бдительный гражданин решил поинтересоваться — законно ли это?
Полиция самоуправления констатировала, что культурный центр действовал незаконно, устроив публичную молитву, несогласованную с самоуправлением.
Как в интервью передаче Panorāma рассказал руководитель центрального отделения Рижской муниципальной полиции Эдгарс Рудзитис, максимальный размер штрафа за такое нарушение — 2900 евро.
"На данный момент начато делопроизводство об административном нарушении — несоблюдении правил организации и проведения публичных или праздничных мероприятий", — сообщил он.
В свою очередь, директор исламского культурного центра Хамза Янис Луциньш в интервью радио Baltkom пояснил, что мероприятие было согласовано с хозяином земли.
"Было много людей, а места у нас пока мало. Мы получили разрешение от хозяина участка, который находится за нашим зданием. С ним все было согласовано. Там мы постелили ковры, на которых люди молились", — рассказал Луциньш.
Надо сказать, что до сих пор латвийская мусульманская община в Латвии, во-первых, немногочисленна, во-вторых, ведет себя мирно. Хотя в свое время один из лидеров общины Робертс Климовичс изрядно взволновал общественность, заявив, что через 50 лет Латвия станет мусульманской.
Однако всевозможные запреты, в том числе запрет на ношение традиционных никаба и паранджи, способны вызвать протесты.
Так, латвийская мусульманка Лига Фатима Легздиня с беспокойством смотрит на предложенный министерством юстиции законопроект, ограничивающий ношение закрывающей лицо одежды, и уже готова судиться с государством, сообщала информационная служба телеканала LNT.
Лига Фатима заявила, что в случае запрета на ношение никаба она обратится в Европейский суд по правам человека.
"Если в Латвии примут этот закон, я, скорее всего, буду судиться. Этот законопроект может привести к серьезному разрыву между исповедующими ислам и остальным обществом, он может привести к ненависти в отношении людей, исповедующих ислам. У меня возникает ощущение, что эти стереотипы только укрепляются и подпитываются", — говорит Лига.
Она также указала, что является очень религиозным человеком и в случае запрета на ношение закрывающей лицо одежды просто не сможет выйти из дома.
Между тем в аннотации министерства к законопроекту сказано, что демократическое устройство государства и экономические факторы не позволяют препятствовать миграции людей, которая стала частью повседневной жизни. Но и в этих условиях следует сохранять гармоничную и единую среду в стране, которая способствовала бы интеграции приезжих в латвийское общество и не препятствовала общению между людьми.
Латвия — христианская страна, а христианская традиция не предусматривает закрывание лица. Люди с закрытым лицом могут восприниматься так, будто у них есть что скрывать, и расцениваться как угроза. Это может приводить к конфликтным ситуациям и способствовать дискриминации в отношении этих людей.
Поэтому, как отмечается в законопроекте, предусматриваются ограничения на ношение в публичных местах закрывающей лицо одежды. Запрет будет распространяться на все виды головных уборов и одежды — маскам, балаклавам, шлемам, платкам, капюшонам и женским нарядам, закрывающим лицо.