Тайна трех затонувших парусников у мыса Колка

© фото из архива Марека ИевиньшаЧасти корпуса затонувшего деревянного парусника у мыса Колка
Части корпуса затонувшего деревянного парусника у мыса Колка - Sputnik Латвия
Подписаться
В районе Колки и дальше, включая часть Ирбенского пролива, лежит более полутора тысяч затонувших в разное время парусников. Море, хоть и неохотно, постепенно открывает свои тайны

РИГА, 7 янв — Sputnik, Евгений Лешковский. В первые дни нового года на берегу моря, совсем недалеко от Народного дома мыса Колка жительница поселка Инесе Давидсоне нашла нечто интересное – и совершенно ей непонятное. На место вскоре прибыл латвийский исследователь истории мореходства, член правления организации Domesnes Марек Иевиньш. Специалист сразу определил: это шпангоуты, "ребра" корпуса парусника, который затонул около мыса примерно 200 лет назад.

"Семь шпангоутов, детали обшивки и другие части корпуса деревянного парусника разбросаны по мысу примерно на полкилометра вдоль линии моря. Один из шпангоутов мы еле-еле перетащили на ближайший хутор, а остальные детали корабля настолько примерзли к берегу, что их сдвинуть с места вообще невозможно – ждем потепления", — рассказал Sputnik Иевиньш.

По его словам, "ребра" длиной около трех метров, значит, парусник был средний, скорее всего – это торговое судно. И хотя части корабля сохранились довольно неплохо, крайне сложно точно сказать, кому именно он принадлежал. Ведь в XIX веке в Ригу мимо мыса Колка проходили корабли из Англии, Голландии, Дании, Швеции, России и даже Малайзии и Китая.

© фото из архива Марека ИевиньшаЧасти корпуса затонувшего деревянного парусника у мыса Колка
Части корпуса затонувшего деревянного парусника у мыса Колка  - Sputnik Латвия
Части корпуса затонувшего деревянного парусника у мыса Колка

"В районе Колки и дальше, включая часть Ирбенского пролива, лежит более полутора тысяч затонувших в разное время парусников: есть и драккары викингов, и ганзейские корабли, и суда начала XX века. Многие из них лежат очень близко друг к другу, и, как говорят дайверы, непросто определить: какому именно судну принадлежит та или иная часть. К тому же море – живой организм: у дна постоянное движение, течения перемещают массы песка, то открывая куски затонувших кораблей, то снова скрывая их", — говорит Марек Иевиньш.

В тех местах море то и дело выносит на берег куски кораблей, но далеко не все попадает в музеи. Историки зачастую даже не узнают о таких находках жителей приморского края: те же рыбаки сушат куски дерева, а потом просто пилят их на дрова.

Необходима экспедиция ко дну

Марек Иевиньш подчеркнул, что близ мыса Колка важно провести большие экспедиционные работы, поскольку иначе история Балтийского моря останется "полуоткрытой книгой", большинство страниц которой до сих пор не прочитаны.

Однако шансы, что в обозримом будущем близ Колки проведут экспедицию в море, крошечные. В Латвии – единственной из стран у берегов Балтики – аквалангистам запрещено нырять ко дну. 

Сергей Семенов на дне Балтийского моря – пока еще не было запрета там нырять - Sputnik Латвия
История Балтийского моря стала закрытой книгой
"Из-за этого запрета никто не может организовать экспедиции к затонувшим кораблям, даже к парусникам около мыса Колка, которые с каждым годом все больше разрушаются", — отмечает совладелец дайв-клуба "Посейдон", инструктор Сергей Семенов.

До того, как появился запрет на погружения ко дну, он с группой единомышленников обследовали очень много затонувших объектов на Балтике. И о парусниках около мыса Колка аквалангист знает прекрасно.

"Непосредственно около мыса лежат три парусника, предположительно, XIX века. Корпус одного из парусников сохранился на дне более или менее нормально, а другие два разрушены довольно сильно. Лежат они на небольшой глубине – от пяти до пятнадцати метров, и когда бушуют шторма, волны выносят куски кораблей на берег. Так произошло и в январе нынешнего года, когда на море был сильный шторм", — объясняет Семенов.

Лента новостей
0