На что живет и куда тратит средства организация, ежедневно поставляющая новости об очередном нарушении закона о государственном языке и выписывающая штрафы даже высшим чиновникам Латвии, разбирается Андрей Скипин.
Под прицел бдительных инспекторов Центра госязыка попадали фестивали российских исполнителей популярной музыки, гостиницы, вокзалы, мэры латвийских городов, а рижский градоначальник недавно заплатил штраф в 140 евро.
Шутки шутками, но ЦГЯ это не только инфоповоды и громкие заявления, но и способ пополнить бюджет. Хотя личный бюджет ревнителей чистоты языка, согласно официальной зарплатной ведомости, пополняется средне. Глава Центра за февраль получил 1863,34 евро на руки, главы департаментов от 808,39 до 1214,16 евро, а штатные инспекторы от 243,96 евро до 676,76 евро. Может, они и правда борются за идею?
При этом на нужды Центра ежегодно выделяется более миллиона евро. По данным финансовых отчетов, в 2015 году в Центре госязыка трудился 41 человек, не считая добровольных помощников. В марте 2017 года официальные удостоверения добровольных общественных помощников были выданы 26 лицам. В бюджетном плане на 2017 год есть интересный пункт: "Страховка жизни и здоровья от несчастных случаев", на что предусмотрено 8988 евроденег налогоплательщиков.
Центр госязыка создан для борьбы за чистоту латышской речи. В целом очень благая цель, ведь из 7 миллиардов населения Земли латышей всего чуть больше миллиона. А значит, и язык нуждается в защите — как редкий. Миллиона в год, по мнению чиновников, на эти цели не жалко, деньги ведь собраны со всех жителей Латвии, вне зависимости от языка общения.
В бюджете ведомства указано, что, кроме борьбы с уклоняющимися от использования латышского в общении, Центр занимается переводом документов Евросоюза на государственный латышский язык и официальных документов Латвийской Республики на языки коллег по Евросоюзу. В целом в 2013 году переведено 11 тысяч 400 официальных документов, в 2014 году — 12 тысяч 114 документов, в 2015 году — 10 тысяч 377 документов.
Для достижения этих целей ЦГЯ меньше прибегал к наказаниям, но больше заботился о фактическом устранении нарушений и совершенствовании употребления госязыка. В 2016 году самым частым нарушением в сфере госязыка осталось его неупотребление в необходимом объеме при выполнении рабочих обязанностей.
К удивлению инспекторов, такая тактика оказалась эффективной. Не оштрафованные нарушители сами активно устраняли проблемы, признаваясь в своей неосведомленности или ошибках.
Еще одна финансовая деталь. Штрафы идут в бюджет государства, а не в бюджет Центра госязыка, и, по заверениям директора центра Мариса Балтиньша, премии за обнаруженные нарушения и наложенные штрафы сотрудникам не выплачиваются.