В конце февраля я приехал на книжную выставку, которая проходила в выставочном зале на Кипсале. Потолкавшись пару часов среди лотков, стендов и людских толп, я устал и решил пойти проветриться, а заодно осмотреть окрестности: хоть я бывал здесь не раз, но никогда толком по острову не гулял.
Альма-матер
Для меня Кипсала прочно связана со школьными воспоминаниями. Наш класс был, что называется, "с химическим уклоном", и учительница решила, что шести уроков химии в неделю нам мало. Каждые две недели мы ездили на остров, чтобы проходить практику в Рижском техническом университете — именно здесь расположены его основные корпуса.
Позднее, будучи уже журналистом, я приезжал в РТУ на Кипсалу, чтобы провести анализ продававшейся в Латвии минеральной воды. Мы купили образцы всех марок минеральной воды, существовавших на тот момент в стране, и заказали химический анализ. Это был конец 90-х, но оказалось, что с водой все было в порядке.
РТУ занимает значительную часть острова, площадь которого составляет менее 2 квадратных километров. На Кипсале находится несколько факультетов университета, а также корпуса студенческого общежития. Раньше университетский городок представлял собой скопище мрачноватых серых многоэтажек советского образца.
Под проект по реновации попал и бассейн "Кипсала", который формально относится к комплексу зданий в РТУ, но по факту принимает посетителей не только из студентов, но и со всего города. Сейчас он располагает восемью плавательными дорожками длиной по 50 метров, тогда как в других рижских бассейнах не более шести дорожек. Впрочем, и до ремонта это был, пожалуй, самый известный и популярный у рижан бассейн.
Прогулка по дамбе
Если обогнуть здание бассейна, которое напоминает огромное прямоугольное блюдо с мозаичными бело-сине-бежевыми бортиками, уложенное на бетонные подпорки, и выйти к Даугаве, то попадешь на улицу Баласта Дамбис. На мой взгляд, сейчас это главная достопримечательность острова.
История этой улицы началась в середине XVIII века, когда рижские власти стали сооружать дамбы вдоль берегов Даугавы, чтобы контролировать ее воды. Дамбу выстроили и вдоль Кипсалы, а для укрепления сооружения прибывающим судам разрешили сбрасывать сюда балласт, который во время плавания обеспечивал стабильность судна, если на борту было недостаточно товара. Так и появилось название "Баласта Дамбис".
Кстати, что касается названия самого острова, то насчет его происхождения существует несколько версий.
Самая известная — что "остров Кип" прозвали так, потому что на нем находились земли старшины рыбацкой гильдии Киписа.
Однако некоторые специалисты также не исключают, что название пошло из немецкого языка, который был широко распространен в Риге. На нижненемецком слово kip означает "кипа, товар, упакованный в мешок", а на острове такие товары в великом множестве хранились на складах, а также в домах местных жителей, главным образом рыбаков и моряков.
Итак, Баласта Дамбис, за 300 лет превратившаяся в довольно длинную улицу, начинается еще на "большой земле", ответвляясь от Ранькя Дамбис. Небольшой мост ведет на остров. По левую руку возвышается 22-этажная серая коробка Дома печати — он был построен в 1978 году, в советское время там размещались редакции газет и журналов, а в двухэтажной пристройке работала типография. После развала союза здание быстро опустело, и сейчас только некоторые помещения комплекса используются под магазины и склады.
Дальше Баласта Дамбис ведет мимо еще одной высотки — здания Swedbank, с поэтическим названием "Солнечный камень". Эта высотка выглядит гораздо интереснее, чем безыскусный Дом печати, — в полностью остекленных стенах отражается небо, а клиновидный пилон делает его похожим на парус. Возле здания оборудована живописная набережная и небольшой аккуратный парк, где часто катаются роллеры. На газоне разлеглась бронзовая статуя человека, любующегося Даугавой: тонкие длинные руки и ноги даже растеклись по газону, видимо, от удовольствия.
Пройдя под Вантовым мостом, попадаешь на небольшой пляж. Он неофициальный — не соответствует экологическим стандартам, но все равно всегда был очень популярен у рижан, поэтому власти не так давно "облагородили" это место: установили скамейки, кабинки для переодевания, туалеты, мусорные урны и даже детскую горку. Также есть место для спортивных игр, а летом на территории пляжа работает небольшое кафе.
Необычная коллекция
Баласта Дамбис, перерезанная Вантовым мостом, вновь начинается у этого пляжа. Если вначале она вымощена асфальтом, то после моста уже выложена старинной брусчаткой. Это больше соответствует духу места: ведь именно здесь находится так называемая коллекция деревянных домов, собранная в рамках проекта архитектора Зайги Гайле. Зайга занимается восстановлением зданий по всей Риге, но к Кипсале, можно предположить, относится с особым трепетом: она здесь же и живет.
В "коллекцию" входят и старинные домики XVIII-XIX веков, принадлежавшие местным рыбакам, и новые постройки, стилизованные под старину. "Жемчужиной" можно считать несколько домов, которые в рамках проекта были перенесены на остров из других мест города.
Например, это красный дом с белыми ставнями по адресу Баласта Дамбис, 60, так называемый дом богатого горожанина. Изначально он находился по адресу Базницас, 18, и был частью водолечебницы Н.С. Крюгера, построенной в конце XIX века. Кстати, "дом богатого горожанина" легко перепутать с домом по адресу Баласта Дамбис, 52, тоже красным, приземистым, с белыми ставнями. Однако этот домик местный, причем лет на 50 старше своего собрата, переехавшего из центра.
Ему удалось спасти более 50 человек. В 1977 году Липке получил от израильтян звание "Праведник мира". Семья Липке по-прежнему живет в том же самом доме и в приснопамятном сарае до сих пор хранит дрова. Мемориал расположен рядом с их участком.
Завершается Баласта Дамбис масштабным комплексом зданий, которые изначально были гипсовой фабрикой. Несколько лет назад бюро все той же Зайги Гайле превратило фабричные корпуса в элитные жилые апартаменты. Двух- и трехэтажные здания из белого, черного и красного кирпича образуют круг, в центре которого торчит настоящая фабричная труба — ее оставили как интересный аксессуар, напоминающий о прошлом.
На Баласта Дамбис "коллекция деревянных домов" не заканчивается, в глубине острова тоже есть на что посмотреть. На одной улочке — барочный трехэтажный дом с красной черепичной крышей, который тоже переехал из центра, где стоял аж с XVIII века. На другой — желто-коричневый "дом капитана", у которого крыша эркера напоминает капитанский мостик. На третьей — особняк с кенгуру на крыше, прозванный "домом австралийца".
Рассказывают, что в начале 2000-х этот участок купил некий австралиец. Он собирался снести дом и построить коттеджи на продажу, однако активисты отстояли историческую постройку. Иностранец тут же потерял интерес к дому, продал его и уехал, а новый владелец в память об этом инциденте посадил на крышу метровую статую кенгуру.
Аккуратные, выкрашенные в нежные или яркие цвета домики на берегу реки создают ощущение, будто ты находишься в какой-нибудь Голландии или Германии. Впрочем, не стоит преувеличивать: как вдоль Баласта Дамбис, так и в глубине острова среди благополучных участков встречаются дома потрепанные, облезлые, разваливающиеся. "Коллекции" еще пополняться и пополняться…
…Вспоминая позднее свою прогулку, я удивлялся, сколько всего смогло поместиться на таком маленьком клочке земли: и выставочный центр, и вуз, и небоскребы, и торговый центр, и бассейн, и промзоны, и музеи, и богатые дома, и бедные дома, и даже причалы для яхт.
А еще я пытался понять, чего на этом клочке не хватало. Чего-то, что в рижских районах является обычным делом. Только спустя некоторое время меня вдруг осенило: на острове нет ни одной хрущевки! Или других блочных многоэтажных жилых домов, построенных в советское время.
Были студенческие общежития, но они уже реновированы и гордо сверкают новой облицовкой. Через несколько лет закончится обновление и других корпусов РТУ; поговаривают, что и Дом печати ожидает то ли реконструкция, то ли снос. И вскоре, возможно, Кипсала будет выглядеть так, будто советский строительный бум, захвативший все микрорайоны города, за исключением, пожалуй, только центра, ее тоже совсем не коснулся. Будто советский период проскочил мимо нее, просто не заметив.