Честно признаться, я и сам узнал о существовании этого района не так давно, хотя живу совсем рядом уже много лет. Название "Плескодале" появляется в жизни рижан редко. И тем не менее подавляющее большинство жителей латвийской столицы бывали в том районе — просто многие не знают, что он так называется.
Жизнь кипит
Несомненно, самое известное место в Плескодале — это Юрмальская трасса. Да-да, это пограничный район, примыкающий к поселку Марупе. И когда вы едете на море по Карла Ульманя Гатве, то участок шоссе от перекрестка с улицей Лиепайяс до развязки на аэропорт проезжаете именно по территории Плескодале. Летом в особенно жаркие выходные здесь образуются такие автомобильные пробки, что в них можно простоять больше часа.
Кстати, думаю, многие (возможно, как раз стоя в пробках) обращали внимание на необычную металлическую скульптуру в виде трех лент Мебиуса на перекрестке Юрмальской трассы и улицы Лиелирбес. Если кто не знает, этот объект был установлен в честь 800-летия Риги; он так и называется – "Риге 800". Три перекрученных металлических кольца выше человеческого роста, в зависимости от того, с какой точки на них смотришь, складываются то в восьмерки, то в нули. Напомню, свой 800-летний юбилей город отмечал в 2001 году.
Многим также хорошо известен один из самых крупных в Риге торговых центров – Spice, в котором есть не только магазины одежды, обуви, мебели, электроники и прочих необходимых для жизни вещей, но и рестораны, и салоны красоты, и даже боулинг. Тут тоже всегда многолюдно, а в декабре, в преддверии новогодних праздников я лично вообще стараюсь там не появляться — в таких толпах и задавить могут.
Вдоль Юрмальской трассы немало и других крупных торговых точек: несколько автосалонов, продуктовый и строительный супермаркеты. Так что Плескодале активно участвует в обыденной жизни города, хоть и в некотором роде инкогнито.
Две башни
Но в глубине района гораздо тише. Плескодале считается довольно престижным районом: наибольшую часть жилого массива здесь составляют частные дома с садовыми участками, причем в основном не развалюхи, а вполне респектабельного вида. Летом приятно прогуляться по тихим зеленым улочкам. Серенькие хрущевки и многоквартирные дома более позднего советского периода здесь тоже затесались, но их совсем мало.
Отчасти именно из-за "низкорослости" Плескодале в архитектурном смысле (максимум пять этажей) одним из главных местных отличительных знаков стали две высотки жилого комплекса Panorama Plaza. В одной из этих бело-рыже-зеленых башен 27 этажей, во второй — 32. И обе они отлично видны со всех главных рижских смотровых площадок.
Вообще-то проект, запущенный в 2004 году, предполагал строительство четырех небоскребов, но во время кризиса 2008 года стройка замерла — и с тех пор не возобновилась. Последний раз Panorama Plaza всплывал в новостях в 2013 году — тогда комплекс был продан неким российским структурам. Новые владельцы заявили о планах довершить начатый проект, и на этом тема заглохла. Недостроенное здание третьей высотки по-прежнему портит вид пустыми дырами 16 этажей, а к четвертому так и не подступились — на его месте зарастает бурьяном и молодыми березками пустырь.
Кусочек Америки
Наискосок, ближе к Юрмальской трассе, расположилось, как ни странно, посольство США в Латвии. Оно переехало в Плескодале в 2011 году из центра, где около 20 лет занимало целых три здания: на улицах Смилшу, Кришьяна Валдемара и на бульваре Райниса. Доподлинно неизвестно, зачем американцам понадобился этот масштабный переезд, но в центре они арендовали помещения у государственной компании, а теперь живут на собственной земле: посольство выкупило участок в 4 гектара рядом с Юрмальской трассой.
Ранее, еще с середины XIX века, на этом участке располагались образовательные учреждения для детей. Изначально это была церковная благотворительная школа, во времена первого периода независимости — интернат для трудных подростков, затем некоторое время — военное учреждение. В советский период здесь появились детский дом и школа-интернат, причем им принадлежала довольно обширная сельскохозяйственная территория: теплицы, фруктовый сад, помещения для птицы и скота.
Теперь все эти земли занимает американское посольство. Комплекс посольских зданий американцы построили с нуля. Строительство шло три года. Доступ на эту территорию, разумеется, закрыт.
"Все проектировочные, технические, архитектурные и тому подобные сведения засекречены. Известно лишь, что в объект общей площадью 8346 квадратных метров вложено 96 миллионов долларов (46,5 миллиона латов)", — писало после открытия нового посольства издание "Бизнес & Балтия".
Снаружи посольство огорожено высокой светло-серой металлической оградой. Сквозь нее все хорошо видно, но смотреть особо не на что. Приземистые прямоугольные строения желтого цвета, коротко подстриженные безлюдные газоны, полупустая парковка, немногочисленные березки. Аккуратно и скучно. В посольстве работают около полутора сотен человек, но его жизнь скрыта от посторонних глаз, видимо, где-то в недрах этих желтых зданий.
Что было и что стало
Крупными природными объектами район похвастаться не может — разве что небольшим Шампетерским лесом, который изначально относился к поместью Шампетерис.
Рядом с ним, примерно там, где сейчас находится угол улиц Золитудес и Шампетера, до середины XX века возвышалась довольно большая гора. На ней была установлена метеорологическая башня, а местные жители любили зимой кататься с нее на лыжах. Но теперь это совершенно ровное место, и на нем расположился отель рижского аэропорта.
Через дорогу от Spice располагается еще один "зеленый массив" — Плескодальское кладбище. Оно принадлежит к разряду так называемых частично закрытых кладбищ, то есть погребение там разрешено только на семейных местах, а новые приобрести будет затруднительно. На Плескодальском кладбище находятся братские могилы советских воинов, погибших в Великой Отечественной войне. Они обозначены обелиском и 173 памятными знаками. На одних указаны имена, на других — только инициалы. На трех знаках есть даже фотографии.
Еще одна небольшая достопримечательность затерялась среди частных домиков и садов позади Spice: на улице Астрас находится дом скульптора Карлиса Земдега, автора памятника Янису Райнису на Эспланаде. Земдега жил и работал в этом доме больше 20 лет, вплоть до своей смерти в 1963 году. Затем особняк был передан Латвийской академии художеств. Кому это оранжевое двухэтажное здание с огромными окнами принадлежит сейчас — неизвестно. Ворота заперты, табличка предупреждает о наличии злой собаки. Однако прямо на переднем дворе я видел несколько каменных бюстов – правда, не знаю, чьего авторства.
Сельская безмятежность
На первый взгляд может показаться, что название "Плескодале" как-то связано с Псковом (по-латышски Pleskava).
Но на самом деле район получил свое имя от двух крестьян. Некоторое время земля, на которой сейчас расположен микрорайон, принадлежала семье Далс, и эту территорию называли "подворье Дала", или Далхоф. А во второй половине XVIII века эти земли взял в аренду некий Плиске, и их стали называть Плискес Дали. Отсюда и возникло современное название.
В состав Риги район вошел только в 1924 году, и еще довольно долго он оставался по сути деревней. В самом его названии слышится тихий плеск неторопливой деревенской речки под ивами в жаркий июльский полдень — даром что в Плескодале и речки-то нет. Сейчас город пытается усилить свое влияние на район: строит небоскребы, магистрали, торговые центры. Но сельское сонное спокойствие пока что не сдает позиций, и даже американское посольство покорилось его обаянию, переняв этот безмятежный ритм жизни.