Засулаукс: городской пригород с индустриальным акцентом

© Sputnik / Sergey MelkonovМногоэтажки рижского района Засулаукс на улице Грегора
Многоэтажки рижского района Засулаукс на улице Грегора - Sputnik Латвия
Засулаукс — один из самых маленьких рижских микрорайнов. Его площадь в пять раз меньше, чем средняя площадь рижских районов. Он именно "микро-", особенно по сравнению со своими соседями — Имантой, Агенскалнсом, Плескодале. Но незаметным его назвать нельзя

В детстве у меня был школьный приятель, который всем рассказывал про своего двоюродного старшего брата: крепкого парня из "Заса", который защитит, если понадобится. Никто его никогда не видел, но все побаивались этой мифической фигуры. Поэтому у меня Засулаукс с ранних лет ассоциировался с чем-то крутым, брутальным.

Но с годами это ощущение исчезло. Я вырос, двоюродного брата моего знакомого так и не увидел, зато увидел Засулаукс. Маленький, невзрачный, утыканный полузаброшенными предприятиями, советскими серийками и небогатыми частными домиками.

Микро-Чиекуркалнс

Район Чиекуркалнс - Sputnik Латвия
Чиекуркалнс: рабочий район с верой в чудо
Свое название Засулаукс получил благодаря имению, которое появилось в этих местах в XVII веке – Зассенгоф (Засумуйжа). В состав Риги район потихоньку начал входить c конца XVIII века, но еще до этого добился права называться индустриальным. Дело в том, что в 1765 году Засумуйжа перешла в собственность известного латышского предпринимателя Иоганна Штейнгауэра, и он построил здесь бумажную мануфактуру.

Предприятие стало первой бумажной фабрикой в Риге. Кстати, оно было весьма экологичным: работало на ветре и воде, при помощи большой голландской мельницы.

© Sputnik / Sergey MelkonovДеревянная застройка района Засулаукс
Деревянная застройка района Засулаукс - Sputnik Латвия
Деревянная застройка района Засулаукс

Штейнгауэр предопределил судьбу района: с тех пор здесь появлялось все больше предприятий, хотя бумажная мануфактура закрылась уже в 1806 году. Новые владельцы быстро переделали здания фабрики под винодельню. Потом рядом были построены машиностроительный завод, фабрика обоев, химический завод, предприятие по изготовлению жестяных изделий, и так далее. На рубеже XIX и XX веков Засулаукс превратился в эдакий мини-Чиекуркалнс, и практически все его население составляли фабричные рабочие.

Тогда, кстати, площадь района была намного больше – он доходил до улицы Даугавгривас (нынешний Ильгюциемс), а также захватывал земли, которые сейчас входят в район с романтичным названием Агенскалнские сосны.

На пути к морю

Снег в Юрмале - Sputnik Латвия
Юрмала: поэзия у моря
Немалое влияние на развитие района оказало строительство железнодорожной станции. Она открылась в 1973 году, вместе с железнодорожной линией Рига—Болдерая. Через несколько лет Засулаукс (тогда еще станция называлась на немецкий манер – Зассенгоф) начал принимать еще одно направление – из Риги в Тукумс.

Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что в плане пассажирских перевозок оно стало стратегическим: это единственная электричка, которая идет из Риги через Юрмалу. Летом, особенно в солнечные выходные, поезд, который ходит примерно два раза в час, забит рижанами и гостями столицы с детьми, велосипедами, пляжными сумками и прочими атрибутами приморского отдыха.

© Sputnik / Sergey MelkonovЗдание железнодорожной станции Засулаукс
Здание железнодорожной станции Засулаукс - Sputnik Латвия
Здание железнодорожной станции Засулаукс

Изначально по Риго-Больдерааской железной дороге тоже велись пассажирские перевозки, но теперь рижане добираются до Болдераи другими видами наземного транспорта, а по железнодорожной линии ходят только товарняки. Эта ветка разрезает Засулаукс на две неравные части, при этом на той, которая больше, в основном жилые дома, а маленькая, примыкающая к Иманте, занята главным образом промзоной.

В 1950 году здесь появилось несколько подразделений для ремонта и технического обслуживания электропоездов – началась электрификация пригородного сообщения Рижского железнодорожного узла. Вагоноремонтный центр "Засулаукс" успешно функционирует по сей день.

Первое здание станции Засулаукс за несколько десятилетий обветшало, и в 1912 году пришлось строить новое. В этот раз постарались на совесть: лаконичное, деловитое строение с красной крышей исправно служит уже более 100 лет и является одной из двух главных достопримечательностей Засулаукса.

Пардаугавский заповедник

Рододендроны в Бабите - Sputnik Латвия
250 сортов рододендронов на окраине Риги
Вторая достопримечательность – это Ботанический сад Латвийского университета. Он был основан в 1922 году, правда, первые четыре года находился на другом берегу Даугавы, в районе Дрейлини. Но в 1926 году власти города выкупили 10 гектаров земли в Засулауксе у семьи Вольфшмит и перенесли сад туда. На территории парка остались три здания XVIII-XIX веков, входившие в комплекс усадьбы Вольфшмитов.

Как отмечают эксперты, в парке отлично сохранились природа и рельеф, характерные для Пардаугавы. Ботанический сад в этом плане стал своеобразным заповедником посреди городской застройки. Ну и, разумеется, сад гордится своими тепличными и уличными коллекциями растений, включающими около 6 тысяч образцов. Здесь есть и растения со всей Латвии, и представители иноземной флоры, а также единственная в странах Балтии оранжерея тропических бабочек.

© Sputnik / Sergey MelkonovЦентральный вход Ботанического сада
Центральный вход Ботанического сада - Sputnik Латвия
Центральный вход Ботанического сада

Ботанический сад является у рижан одним из излюбленных мест для прогулок, хотя за вход требуется небольшая плата.

Городской пригород

Засулаукс уже двести лет является частью города, но до сих пор напоминает пригород. Советская серийная застройка уплотняется возле Юрмалас гатве, ближе к Иманте, вокруг Болдерайской ветки, а в основном район состоит из двухэтажных домиков – некоторые вполне ухоженные, отремонтированные, многие – облупившиеся, запущенные хибарки. Много зелени, пустынные улочки, зачастую вымощенные брусчаткой. Богатые особняки и элитные новостройки здесь практически не встречаются.

Как-то раз я заехал туда по делам. Был летний будний полдень, людей мало – все на работе, вокруг меня – утопающие в зелени сады, а посередь улицы на нагретом солнцем асфальте разлеглась большая дворняга. Увидев, что моя машина направляется в ее сторону, она лениво поднялась, смерила меня недовольным взглядом и потрусила прочь – наверно, искать какую-нибудь еще более безлюдную улицу, где можно спокойно полежать на солнышке. Не сомневаюсь, что нашла.

Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
В ЭФИРЕ
Заголовок открываемого материала
Международный
InternationalEnglishАнглийскийMundoEspañolИспанский
Европа
DeutschlandDeutschНемецкийFranceFrançaisФранцузскийΕλλάδαΕλληνικάГреческийItaliaItalianoИтальянскийČeská republikaČeštinaЧешскийPolskaPolskiПольскийСрбиjаСрпскиСербскийLatvijaLatviešuЛатышскийLietuvaLietuviųЛитовскийMoldovaMoldoveneascăМолдавскийБеларусьБеларускiБелорусский
Закавказье
АҧсныАҧсышәалаАбхазскийԱրմենիաՀայերենАрмянскийAzərbaycanАzərbaycancaАзербайджанскийХуссар ИрыстонИронауОсетинскийსაქართველოქართულიГрузинский
Ближний Восток
Sputnik عربيArabicАрабскийTürkiyeTürkçeТурецкийSputnik ایرانPersianФарсиSputnik افغانستانDariДари
Центральная Азия
ҚазақстанҚазақ тіліКазахскийКыргызстанКыргызчаКиргизскийOʻzbekistonЎзбекчаУзбекскийТоҷикистонТоҷикӣТаджикский
Восточная и Юго-Восточная Азия
Việt NamTiếng ViệtВьетнамский日本日本語Японский俄罗斯卫星通讯社中文(简体)Китайский (упр.)俄罗斯卫星通讯社中文(繁体)Китайский (трад.)
Южная Америка
BrasilPortuguêsПортугальский