В детстве у меня был школьный приятель, который всем рассказывал про своего двоюродного старшего брата: крепкого парня из "Заса", который защитит, если понадобится. Никто его никогда не видел, но все побаивались этой мифической фигуры. Поэтому у меня Засулаукс с ранних лет ассоциировался с чем-то крутым, брутальным.
Но с годами это ощущение исчезло. Я вырос, двоюродного брата моего знакомого так и не увидел, зато увидел Засулаукс. Маленький, невзрачный, утыканный полузаброшенными предприятиями, советскими серийками и небогатыми частными домиками.
Микро-Чиекуркалнс
Предприятие стало первой бумажной фабрикой в Риге. Кстати, оно было весьма экологичным: работало на ветре и воде, при помощи большой голландской мельницы.
Штейнгауэр предопределил судьбу района: с тех пор здесь появлялось все больше предприятий, хотя бумажная мануфактура закрылась уже в 1806 году. Новые владельцы быстро переделали здания фабрики под винодельню. Потом рядом были построены машиностроительный завод, фабрика обоев, химический завод, предприятие по изготовлению жестяных изделий, и так далее. На рубеже XIX и XX веков Засулаукс превратился в эдакий мини-Чиекуркалнс, и практически все его население составляли фабричные рабочие.
Тогда, кстати, площадь района была намного больше – он доходил до улицы Даугавгривас (нынешний Ильгюциемс), а также захватывал земли, которые сейчас входят в район с романтичным названием Агенскалнские сосны.
На пути к морю
Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что в плане пассажирских перевозок оно стало стратегическим: это единственная электричка, которая идет из Риги через Юрмалу. Летом, особенно в солнечные выходные, поезд, который ходит примерно два раза в час, забит рижанами и гостями столицы с детьми, велосипедами, пляжными сумками и прочими атрибутами приморского отдыха.
Изначально по Риго-Больдерааской железной дороге тоже велись пассажирские перевозки, но теперь рижане добираются до Болдераи другими видами наземного транспорта, а по железнодорожной линии ходят только товарняки. Эта ветка разрезает Засулаукс на две неравные части, при этом на той, которая больше, в основном жилые дома, а маленькая, примыкающая к Иманте, занята главным образом промзоной.
В 1950 году здесь появилось несколько подразделений для ремонта и технического обслуживания электропоездов – началась электрификация пригородного сообщения Рижского железнодорожного узла. Вагоноремонтный центр "Засулаукс" успешно функционирует по сей день.
Первое здание станции Засулаукс за несколько десятилетий обветшало, и в 1912 году пришлось строить новое. В этот раз постарались на совесть: лаконичное, деловитое строение с красной крышей исправно служит уже более 100 лет и является одной из двух главных достопримечательностей Засулаукса.
Пардаугавский заповедник
Как отмечают эксперты, в парке отлично сохранились природа и рельеф, характерные для Пардаугавы. Ботанический сад в этом плане стал своеобразным заповедником посреди городской застройки. Ну и, разумеется, сад гордится своими тепличными и уличными коллекциями растений, включающими около 6 тысяч образцов. Здесь есть и растения со всей Латвии, и представители иноземной флоры, а также единственная в странах Балтии оранжерея тропических бабочек.
Ботанический сад является у рижан одним из излюбленных мест для прогулок, хотя за вход требуется небольшая плата.
Городской пригород
Засулаукс уже двести лет является частью города, но до сих пор напоминает пригород. Советская серийная застройка уплотняется возле Юрмалас гатве, ближе к Иманте, вокруг Болдерайской ветки, а в основном район состоит из двухэтажных домиков – некоторые вполне ухоженные, отремонтированные, многие – облупившиеся, запущенные хибарки. Много зелени, пустынные улочки, зачастую вымощенные брусчаткой. Богатые особняки и элитные новостройки здесь практически не встречаются.
Как-то раз я заехал туда по делам. Был летний будний полдень, людей мало – все на работе, вокруг меня – утопающие в зелени сады, а посередь улицы на нагретом солнцем асфальте разлеглась большая дворняга. Увидев, что моя машина направляется в ее сторону, она лениво поднялась, смерила меня недовольным взглядом и потрусила прочь – наверно, искать какую-нибудь еще более безлюдную улицу, где можно спокойно полежать на солнышке. Не сомневаюсь, что нашла.