РИГА, 12 янв — Sputnik, Дмитрий Олейников. Новой коалиции в Рижской думе исполнилось 100 дней. Этому была посвящена специальная пресс-конференция, на которой руководство самоуправления отчиталось о том, что сделано, и рассказало, чего ожидать рижанам.
Партии, входящие в коалицию в Рижской думе, проводили предвыборную кампанию под общим условным слоганом: долой из муниципальной власти "Согласие" и "Честь служить Риге!" (ЧСР). Победив на выборах в августе 2020 года и сформировав коалицию по образу и подобию правительственной, они назвали себя "коалицией перемен", недвусмысленно обозначив дальнейший курс. "Согласие" и "Честь служить Риге!", а также Русский союз Латвии, вошедший в Рижскую думу, остались в оппозиции.
Премии - работникам
Мэр Риги Мартиньш Стакис на пресс-конференции отметил, что предыдущая коалиция (в лице "Согласия" и ЧСР) оставили тяжелое наследство. Новая коалиция начала работать в условиях режима чрезвычайной ситуации, введенного в связи с COVID-19. Но при этом, подчеркнул мэр, коалиции практически удалось разобраться с бюджетом на 2021 год (он, видимо, вскоре будет принят), и даже найти дополнительное финансирование на проекты, связанные с инфраструктурой, а также на доплаты определенным категориям рижан.
"Мы работаем над тем, чтобы поддержать своих работников, чтобы удержать их, чтобы город продолжал оказывать жителям услуги. 25-процентная доплата к зарплате работникам полиции самоуправления за работу в условиях COVID-19, 25-процентная доплата социальным работникам, которые ежедневно контактируют с инфицированными людьми. Кроме того, нам удалось выплатить премии к Рождеству 11 тысячам рижских педагогов, которые последние 10 месяцев работали в условиях повышенного риска и постоянного стресса", - заявил мэр.
По словам главы самоуправления, бюджет следующего года будет меньше предыдущего, сказывается кризис. Однако будут проведены значительные работы по реорганизации городского управления с целью экономии средств. В частности, объявлены открытые конкурсы на ключевые должности в самоуправлении, планируется открыть новое Агентство по развитию инвестиций и туризма Риги, которое заменит собою Рижское бюро по развитию туризма. Рига планирует ликвидировать исполнительные дирекции, расположенные в трех районах города, а вместо них развивать, как выразился мэр, "бюро одной остановки", где жители смогут получать сразу все услуги у одного специалиста.
Триста миллионов – на транспорт
Вице-мэр Вилнис Кирсис, курирующий проекты, связанные с транспортной инфраструктурой, выделил следующее: удалось подготовить заявку на получение финансирования на упорядочивание транспортной системы города из фондов Евросоюза ("Механизм поддержки и развития Европы"), речь идет о сумме более 300 миллионов евро, и вице-мэр планирует, что на эти деньги будет реформирована вся система городского транспорта.
Rīgas Satiksme, с которой думская оппозиция прошлого созыва (нынешняя коалиция) вела упорную и ожесточенную войну, получит в виде финансирования из самоуправления на 14 миллионов евро меньше, чем годом ранее. Говоря о транспорте, вице-мэр сообщил о планах закупки партии трамваев для нужд города, а также об ожидаемом получении из госбюджета более 30 миллионов евро, которые будут направлены на транспортные проекты. Также будет реорганизована работа строительной управы города, и Бюро архитектора города, которое будет присоединено к Департаменту развития города.
В качестве успешно реализованного проекта вице-мэр упомянул создание широких велодорожек на улице Чака (где осенью была сокращена проезжая часть, что привело к образованию хронических "пробок", при этом засилья велосипедистов на велодорожках в ноябре-декабре не наблюдалось). Со стороны экспертов проект получил высокую оценку и, по словам Кирсиса, будет способствовать развитию улицы и активизации экономической активности.
Появится ли в Рижской думе свой МИД?
Тему транспорта продолжил вице-мэр Эдвардс Смилтенс, с его слов стало понятно, что городские власти будут продолжать делать все, чтобы принудить рижан отказываться от использования личных автомобилей в черте города. При этом окрестные самоуправления планируется привлечь к реализации транспортных проектов.
Судя по всему, Рига запустит общественный транспорт за пределы города – на территории соседних самоуправлений (первые три маршрута стартуют уже в этом году), в то время как соседские муниципалитеты обеспечат столицу необходимыми территориями для "пунктов мобильности" - мест, где приезжающие в столицу жители окрестностей смогут оставить свою машину и пересесть на общественный транспорт или велосипед. "В перспективе, как нам представляется, жители пририжских самоуправлений и других краев Латвии будут оставлять свои автомобили "перед городскими воротами", скорее всего, на территории самоуправлений Рижского региона. Там есть железнодорожные станции, разные услуги, в том числе надежные стоянки для велосипедов. Таким образом мы сможем поменять привычки людей и обеспечить, что в Ригу станет въезжать намного меньше автомобилей", - заявил Смилтенс. С его точки зрения, это сделает Ригу более "зеленым" городом, а также решит проблему сложного городского трафика.
Еще одно сообщение вице-мэра Смилтенса касается предстоящего введения в Рижской думе новой должности (или структуры), отвечающей за иностранные отношения с другими государствами. Вице-мэр не упомянул о количестве сотрудников, которые будут работать в "рижском МИДе", однако отметил, что "предыдущая дума была ориентирована в сторону востока, мы же развернем самоуправление в противоположную сторону". При посредничестве МИД Латвии уже состоялись встречи с представителями Молдавии и Франции, а вскоре Ригу могут украсить улицы или скверы, названные в честь этих стран или их городов.
Вице-мэр Линда Озола, которая ответственна за вопросы безопасности и порядка, сообщила об установке дополнительных видеокамер на улицах города – в целях борьбы с преступностью, а также информировала о возросшей нагрузке на муниципальных полицейских, которые в условиях режима ЧС стали получать более чем на 23% больше вызовов, связанных с семейными скандалами. Полиции посоветовали действовать профессионально и оказывать посильную поддержку пострадавшим от домашнего насилия. Разумеется, как отметила вице-мэр, планируется предпринимать максимум усилий для искоренения коррупции в городских структурах: "Толерантность к коррупции будет нулевой".
Вице-мэр отметила, что большое внимание уделяется сотрудничеству руководства самоуправления с организациями жителей различных районов города. В планах – запустить специальную платформу, где можно будет обсуждать вопросы развития города и его районов с объединениями жителей, привлекая их таким образом к сотрудничеству с муниципалитетом. На данный момент интерес к сотрудничеству с думой выразили более 160 общественных организаций.
Это отчет? Или опять рассказы о будущем?
Комментируя в своем интервью выступления представителей новой Рижской коалиции, депутат думы Андрей Козлов ("Согласие") заметил: "Если внимательно посмотреть пресс-конференцию с отчетом мэра и вице-мэров, то на 99,9% это был не отчет о сделанном, а продолжение рассказов о том, как красиво и хорошо будет в далеком будущем, вновь – все те же слова и идеи, которые мы терпеливо слушали еще во время избирательной кампании этих кандидатов.
А что на деле? На деле – создание еще одного кабинета вице-мэра (оплачивается рижанами из их налогов), резкое увеличение оплачиваемых должностей в комитетах (источник финансирования – оттуда же)… Не удивительно, что средств в рижском бюджете не становится больше, и рижан (равно как и оппозицию в думе) по-прежнему беспокоит вопрос: получится ли у нас сохранить бесплатный проезд в рижском общественном транспорте для прежних категорий жителей города".
А вот что по поводу транспортных идей Рижской думы нового созыва высказал депутат думы от "Согласия" Михаил Каменецкий: "Мэр заявил, что основным приоритетом нынешней думы является общественный транспорт? О да! Особенно с ним согласны те, кто едет в троллейбусах из Пурвциемса и Плявниеков по улице Чака. То есть его заявление абсолютно не соответствует действительности, а все, что происходит, – потакание бездумным и неподготовленным проектам сторонников велосипедизации города".
Комментария депутата удостоились и заявления вице-мэра Кирсиса, согласно которым новые велодорожки на улице Чака смогут улучшить экономическую активность на этой улице: "Ну, давайте вдумаемся: ни налоговая политика государства, ни поддержка государством предпринимательства, ни платежеспособность людей не имеют особого значения – надо сделать велодорожку, и все чудесным образом сразу же наладится. Мне кажется, это иллюстрация того, как методом проб и ошибок пытаются принимать решения новые руководители города".
И еще несколько критических замечаний. Помимо велоэксперимента с улицей Чака, новая рижская власть успела "прославиться" с увеличением числа вице-мэров в управлении городом (а ведь чуть более года назад представители всех представленных в нынешней коалиции партий, тогда из оппозиции, делали категорические заявления, что даже два поста вице-мэра – непозволительная роскошь для самоуправления). Масла в огонь добавил и скандал с пропуском для министра Пуце - он привел к фактическому развалу фракции "За развитие! Прогрессивные!" в Рижской думе. Правда, все представители некогда общей бывшей фракции заявили о готовности продолжать поддерживать коалицию. Ситуация не сильно-то отличается от того, что происходит в Сейме и правительстве – там разногласий тоже достаточно, но все силы брошены на то, чтобы удержать нынешнее правительство "на плаву".