РИГА, 18 янв — Sputnik. С 2009 года автомобилисты скидываются на хранение обещанных госрезервов топлива на случай кризиса. Только на самом деле они платят ни за что, лишь за фиктивные отчеты, которые Латвии нужны для выполнения требований Евросоюза, пишет Neatkarīgā Rīta Avīze.
Бумага все стерпит, даже обещания, что где-то за границей может находиться топливо, которое в чрезвычайной ситуации, когда топливо нужно всем, будет доставлено в Латвию, а не конфисковано, похищено, заблокировано или уничтожено в пожарах.
Обещание настолько фантастическое, что ни одно госучреждение в Латвии даже не пыталось развить эту фикцию дальше – в планы доставки этого топлива: по железной дороге, танкерами или автомобилями.
Где договоры о наличии этих транспортных средств; где резервуары (эстакады, насосы, трубы) для приема привезенного в Латвию топлива и т. д.; есть ли у Латвии договоренность с польскими активистами о том, что они перекроют зерно с Украины и пушки на Украину, но откроют дорогу топливу в Латвию?
На самом же деле Латвия лишь купила справки о наличии запасов топлива для подачи в Еврокомиссию, а чиновники Брюсселя без лишних вопросов их приняли, чтобы не нарушать поток денег из Латвии. Ради этих справок в Латвии введена специальная пошлина за каждый литр купленного топлива.
Таким образом из латвийской экономики выкачаны сотни миллионов евро, причем есть смутные предположения, что часть этих денег вернулась к местным политикам и чиновникам. И вся эта грязь вышла на свет сейчас, когда Латвия попыталась заменить фиктивные запасы топлива реальными.
Замена поддерживаемой с 2009 года фикции о запасах топлива на будто бы реальные запасы началась 24 февраля 2022 года. Возможно, когда-нибудь мы узнаем, само ли правительство Кришьяниса Кариньша додумалось до необходимости реального запаса топлива или получило распоряжения от Брюсселя или Вашингтона.
Как бы там ни было, началась переброска запасов топлива из-за границы в Латвию. Только оказалось, что мероприятие это обходится очень дорого. Сумма для оплаты резервов увеличилась с 17,7 млн евро в 2021 году до 29,3 млн в 2022 году и до 76,1 млн в прошлом году. Если продолжать в том же духе, в 2024 году затраты достигнут 120 миллионов евро.
Правительству Эвики Силини стало ясно, что это уже нехорошо, и оно поручило министру экономики Виктору Валайнису расходы сократить.
Тут следует еще раз подчеркнуть: до сих пор государство отчитывалось о топливе, которое ему вовсе не принадлежало – Латвия лишь оформила на него право преимущественной покупки в случае необходимости. Подобную схему объяснили экономией денег, ведь право на покупку топлива должно стоить дешевле, чем само топливо.
Но первые затраты на систему резерва в 2009 году составляли пару миллионов латов, а сейчас выясняется, что право на топливо стоит почти столько же, сколько и само топливо, а то и дороже. Еще более удивительно то, что хранение топлива в Латвии обходится в три раза дороже, чем хранение за границей.
В Латвии в три раза дороже, чем в Европе
Есть три взаимодополняющие причины, почему хранить топливо в Латвии дороже.
Во-первых, резервы топлива в Латвии легче проверять, поэтому хранителям топлива придется держать наготове больше топлива – чтобы было, что показать проверяющим.
Светлана Мякушкина, директор Бюро государственного контроля строительства, отвечающего за запасы топлива, подтвердила, что ее сотрудники отправляются в командировки за границу, чтобы проверить качество топлива, зарезервированного для Латвии, но не ответила, как ее ведомство и, следовательно, Латвия получает гарантию того, что такая же бочка с качественным топливом не будет представлена таким же контролерам из пяти других стран.
В итоге ее ведомство рассказало, что "хранение запасов нефтепродуктов в другой стране ЕС нужно согласовать с компетентным учреждением соответствующей страны, без согласования резервы в конкретной стране храниться не могут".
То есть другие страны позволяют своим компаниям зарабатывать деньги за счет Латвии, но нигде не сказано, что эти страны несут ответственность за то, что Латвия получит топливо от компаний соответствующих стран или от самой страны, если зарегистрированные там компании свои обязательства выполнять не будут.
Во-вторых, установленный для Латвии запас топлива в размере 356 тысяч тонн, соответствующий трехмесячному объему импорта топлива, в самой Латвии намного заметнее, чем в странах с более крупной экономикой, т. е. с большим оборотом топлива. Оборот необходим, поскольку топливо – это продукт с ограниченным сроком годности.
Если оборот такой же, как в Германии, 356 тысяч тонн для Латвии были бы практически незаметны, а такое же количество топлива в Латвии – это много. Только в той же условной Германии единого оборота топлива нет. Резервированием топлива занимаются конкретные компании, объем резервуаров которых во много раз меньше, чем в целом по стране, но собрать причитающийся Латвии объем топлива все равно проще.
В-третьих, в Латвии осталось всего несколько предприятий с такими объемами оборота и хранения топлива, чтобы хотя бы теоретически закачать 356 тысяч тонн топлива.
Емкости топливных хранилищ в Латвии огромны, но это историческое свидетельство о тех временах, когда Латвия обслуживала экспорт российских нефтепродуктов. Те баки сейчас стоят пустые, нерентабельно туда заливать немного топлива всего лишь для госрезерва.
Работа окупится, если для нужд Латвии немного залить в те резервуары, в которые еще заливают и забирают топливо. Но таких резервуаров или предприятий в Латвии осталось так мало, что они достигли статуса естественных монополий и могут диктовать свои правила, если Латвия решит разместить свои запасы топлива на территории страны. Пока эти предприятия не пойманы с поличным, картелем их назвать нельзя, хотя было бы чудом, если бы картеля не было.
Два министерства бесполезнее одного
При формировании недолговечного второго правительства Кариньша, энергетический сектор разделили между министерством экономики и министерством климата и энергетики.
В ответ на вопросы о том, как Латвия получит хранящиеся за границей резервы, Минэкономики посоветовало задать вопрос Бюро госконтроля за строительством, а это бюро – Минэнергетики. В итоге оба министерства пояснили: никакого топлива, которое Латвия могла бы реально использовать в случае необходимости, нет.
"В случае энергетического кризиса за использование резервов, принятие решения о выкупе и организации транспорта доставки отвечает Государственный энергетический кризисный центр, возглавляемый министром климата и энергетики", – заявил Михаил Стариченко, представитель бюро.
Представитель Минэнергетики Байба Якобсоне от вопросов о существовании латвийских госрезервов топлива и возможности их использования отбилась, ссылаясь на проект постановления Кабинета министров, находящийся в стадии разработки, согласно которому Минэкономики является одним из членов Государственного энергетического кризисного центра.
Этот ответ Минэнергетики выходит за рамки любых норм государственного управления. Вообще-то, главным в кризисном центре является министр климата и энергетики Каспарс Мелнис.
Несуществующие деньги – несуществующее топливо
Особо интересно то, что даже запасы топлива, хранящиеся в Латвии, государству не принадлежат. Плата за право покупки топлива не заменяет денег, на которые покупается топливо.
И Минэкономики, и Минэнергетики постарались избежать вопросов о том, не обоснована ли высокая плата за резервирование топлива условиями сделки – хранитель топлива отдаст его, надеясь получить компенсацию потом, может быть, в финансировании следующего года или другим образом. Если ведомства ничего подобного не говорят, следует полагать, что ничего подобного нет.
Значит, сначала государство должно заплатить, а затем лишь будет топливо, и так будет, пока Латвия останется в нынешних правовых рамках, а не попадет в настоящую чрезвычайную ситуацию, когда топливо раздается насильно.
В таком случае совершенно необязательно было платить предпринимателям даже 76 миллионов евро за хранение топлива в прошлом году: достаточно будет послать подразделения полиции или армии к нефтехранилищам и взять под контроль любое топливо, которое там окажется.
А пока такой конфискации нет, Латвия должна платить за топливо, но денег у Латвии нет!
И даже министерство финансов на вопросы о покупке зарезервированного топлива дало совершенно безнадежный ответ – Алексис Яроцкис, представитель ведомства, заявил, что "эти вопросы находятся в компетенции Минэкономики".
Прежде всего, компетенция Минэкономики не заменяет деньги, – их у ведомства ровно столько, сколько предусматривает госбюджет. Во-вторых, речь ведь не о создании государственного запаса топлива, которое только начнется в этом году, а о том, как купить топливо в кризисной ситуации, которая, хоть и с небольшой вероятностью, но может начаться уже сегодня.
Получается, что Минфин – единственное учреждение, которое в принципе способно разработать такой план, на самом деле не имеет никаких планов по закупкам топлива в кризисной ситуации.
И отсутствие этого плана можно объяснить либо безумной халатностью, либо пониманием того, что нет никакого смысла иметь наготове деньги для выкупа зарезервированного топлива, потому что такого топлива на самом деле нет.