Ни один из способов борьбы с раком в Латвии не работает

Латвии не удалось наладить ни профилактические осмотры людей из групп риска, ни "зеленый коридор"
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 20 сен — Sputnik. Госконтроль изучил то, как в Латвии лечат онкологические заболевания. О выводах можно судить по названию заключения: "Онкология — приоритет без результата".
По данным за 2019 год, первичный диагноз "рак" был поставлен 11 127 латвийским пациентам.
Хотя лечение раковых заболеваний в Латвии уже давно считается приоритетным направлением в здравоохранении, среди стран ОЭСР Латвия все еще отличается одним из самых высоких показателей смертности от злокачественных опухолей и самым большим потенциалом потерь продолжительности жизни.
Лучшим средством против рака является ранняя диагностика, систематическое профилактическое обследование людей без симптомов болезни. Если же у пациента есть симптомы или жалобы — при малейшем подозрении обследования должны проводиться ускоренно, в рамках "зеленого коридора". Здесь важно и своевременное предоставление медуслуг, и активное участие самих пациентов в скринингах.
Опрос: насколько актуальна проблема заболевания раком в Латвии
К сожалению, то и другое в Латвии на низком уровне, показала ревизия. Удельный вес выявления злокачественных новообразований на ранних стадиях не улучшается с 2017 года.
Когда диагноз установлен, решающей становится эффективная медикаментозная терапия, поясняет директор 3-го ревизионного департамента, член совета Госконтроля Майя Аболиня:
"Никого их нас не оставляют равнодушными многочисленные призывы благотворительных организаций жертвовать на покупку лекарств для онкопациентов. Поэтому в ходе ревизии оценивался и список компенсируемых лекарств — и он напоминает редко заполненный листок в клеточку. В нем ни логики, ни приоритетов, эта система может быть несправедливой к пациентам с одинаковыми нуждами, в результате чего уязвимый человек нередко получает ответ: прости, тебе не повезло с болезнью".
В ходе ревизии выяснилось, что цены на компенсируемые лекарства в Латвии выше, чем в соседних странах. Формула расчета цены лекарств, по словам Аболини, не менялась с 2005 года. На чем она основана, в чем суть методики — с годами затерялось в недрах госучреждений.
Ревизия Госконтроля также показала, что право на профилактические проверки у семейного врача используется недостаточно. Закон требует, чтобы каждому пациенту такая проверка была обеспечена не реже чем раз в год. Но с 2017 по 2021 год их прошло всего 14% пациентов. А ведь именно раннее выявление онкозаболеваний сильно повышает шансы на успех лечения. У пациентов, которые прошли скрининг за счет государства, злокачественные опухоли выявляли на ранних стадиях — от нулевой до второй.
Пандемия COVID-19 очень негативно повлияла на доступность медуслуг в 2020 и 2021 годах, и теперь особенно важно, по мнению ревизоров, улучшить доступ к услугам по выявлению рака на ранних стадиях.
"Зачем ломать то, что хорошо работает?" Врачи Центра онкологии обратились к премьеру
Однако попасть к семейному врачу не так просто: врачи уходят на пенсию, новой смены нет, и кое-где практики семейных врачей просто отсутствуют. Ежегодно примерно у 22% практик не хватает медперсонала на охват всех пациентов. Неудивительно, что всего 14% пациентов проходят ежегодный профосмотр.
Во многих практиках семейных врачей (38%) не разработан порядок приглашения пациентов на профилактические проверки, нет даже электронной базы данных с контактами пациентов. 18% семейных врачей открыто признают, что не обращаются к пациентам, которые долго не приходят с визитом. 68% семейных врачей не выдают пациентам для заполнения так называемую карту онкологической бдительности, которая вводилась как раз для того, чтобы упростить семейному врачу распознавание пациентов с тревожащими симптомами.
Изучив полученные данные, ревизоры усомнились что свыше 80% семейных врачей действительно приглашают пациентов на профосмотр.
Государство оплачивает скрининг на четыре вида рака (рак шейки матки, молочной железы, кишечника и простаты), но и эта возможность задействуется явно недостаточно.
Отвечает за скрининг Центр профилактики и контроля заболеваний, но ответственным он был назначен лишь через 14 лет после старта самих программ. До этого скринингом ведала на техническом уровне Национальная служба здравоохранения — она рассылала населению письма и обобщала результаты обследований.
Ревизия показала, что с 2017 года отклик населения не улучшается. По состоянию на 2021 год показатели охвата не достигают ни намеченного Минздравом, ни рекомендованного на уровне Европы уровня.
Почему латвийцы игнорируют бесплатные онкологические исследования
Скрининг на рак шейки матки и молочной железы следовало бы проходить как минимум 70–75% жительницам Латвии, но реальный охват — 36 и 25 %. Скрининг на рак кишечника должен бы охватывать хотя бы 45% пациентов, на деле же — 14%. Хуже всего с откликом на призыв провериться на рак простаты: 2%.
Лишь небольшая часть пациентов, у которых выявлялись онкозаболевания, ранее проходили скрининг (от 2% больных раком простаты до 40% пациенток с раком шейки матки).
В целом ревизоры оценивают методы обращения Минздрава к пациентам целевых групп скрининга как пассивные и формальные. На бумажные письма реагирует примерно треть получателей, и есть сомнения, что эти письма вообще доходят до адресатов.
Хотя обязанность семейных врачей — побуждать пациентов проходить скрининг, и в ходе опроса 84% практик семейных врачей заявили, что они убеждают своих пациентов пройти проверку на рак кишечника и простаты, проверка показала, что на самом деле в 53% практик скрининг на рак простаты не был выполнен ни одному пациенту.
В период с 01.03.2021 по 31.12.2022 целевой группе не было выдано 33% доставленных в практики семейных врачей текст-комплектов на рак кишечника. В 15% практик не выдано вообще ни одного комплекта. Это значит, что 56 тысяч человек из целевой группы не получили тест-комплект и не пошли проверяться.
"Зеленый коридор" в онкологии: громкий пиар и худшие показатели в ЕС
Как только появились подозрения на онкозаболевание, пациент, в идеале, должен максимально быстро, в приоритетном порядке, в обход очереди пройти по "зеленому коридору" и получить необходимые анализы и лечение, оплаченные государством. Правила требуют обеспечить это в течение 10 рабочих дней с момента записи.
Данные с 2017 по 2021 год о пациентах с первичным диагнозом безжалостны: удельный вес выявленных на ранней (1-2-й) стадии онкозаболеваний в среднем сохраняется на уровне 42%, тогда как цель Минздрава была к 2024 году довести его до 51%.
Госконтроль выяснил, что у 92% обследованных в формате "зеленого коридора" пациентов обследования выполнялись уже при подтвержденной злокачественной опухоли, к тому же диагноз мог быть поставлен уже несколько лет назад, хотя "зеленый коридор" создавался только для подтверждения диагнозов.
При этом подозрения об онкодиагнозах не подтверждаются у такого количества пациентов, направленных в "зеленый коридор", что ревизоры уверены - он нередко используется для "обхода" общей очереди.
В результате лишь в 25% случаев услуга действительно предоставляется в течение 10 рабочих дней. Среднее же время от визита пациента к семейному врачу до постановки диагноза "рак" составляет 195 дней, тогда как лечение следовало бы начать в течение 65 дней.