РИГА, 20 сен — Sputnik. Госконтроль изучил то, как в Латвии лечат онкологические заболевания. О выводах можно судить по названию заключения: "Онкология — приоритет без результата".
По данным за 2019 год, первичный диагноз "рак" был поставлен 11 127 латвийским пациентам.
Хотя лечение раковых заболеваний в Латвии уже давно считается приоритетным направлением в здравоохранении, среди стран ОЭСР Латвия все еще отличается одним из самых высоких показателей смертности от злокачественных опухолей и самым большим потенциалом потерь продолжительности жизни.
Лучшим средством против рака является ранняя диагностика, систематическое профилактическое обследование людей без симптомов болезни. Если же у пациента есть симптомы или жалобы — при малейшем подозрении обследования должны проводиться ускоренно, в рамках "зеленого коридора". Здесь важно и своевременное предоставление медуслуг, и активное участие самих пациентов в скринингах.
К сожалению, то и другое в Латвии на низком уровне, показала ревизия. Удельный вес выявления злокачественных новообразований на ранних стадиях не улучшается с 2017 года.
Когда диагноз установлен, решающей становится эффективная медикаментозная терапия, поясняет директор 3-го ревизионного департамента, член совета Госконтроля Майя Аболиня:
"Никого их нас не оставляют равнодушными многочисленные призывы благотворительных организаций жертвовать на покупку лекарств для онкопациентов. Поэтому в ходе ревизии оценивался и список компенсируемых лекарств — и он напоминает редко заполненный листок в клеточку. В нем ни логики, ни приоритетов, эта система может быть несправедливой к пациентам с одинаковыми нуждами, в результате чего уязвимый человек нередко получает ответ: прости, тебе не повезло с болезнью".
В ходе ревизии выяснилось, что цены на компенсируемые лекарства в Латвии выше, чем в соседних странах. Формула расчета цены лекарств, по словам Аболини, не менялась с 2005 года. На чем она основана, в чем суть методики — с годами затерялось в недрах госучреждений.
Ревизия Госконтроля также показала, что право на профилактические проверки у семейного врача используется недостаточно. Закон требует, чтобы каждому пациенту такая проверка была обеспечена не реже чем раз в год. Но с 2017 по 2021 год их прошло всего 14% пациентов. А ведь именно раннее выявление онкозаболеваний сильно повышает шансы на успех лечения. У пациентов, которые прошли скрининг за счет государства, злокачественные опухоли выявляли на ранних стадиях — от нулевой до второй.
Пандемия COVID-19 очень негативно повлияла на доступность медуслуг в 2020 и 2021 годах, и теперь особенно важно, по мнению ревизоров, улучшить доступ к услугам по выявлению рака на ранних стадиях.
Однако попасть к семейному врачу не так просто: врачи уходят на пенсию, новой смены нет, и кое-где практики семейных врачей просто отсутствуют. Ежегодно примерно у 22% практик не хватает медперсонала на охват всех пациентов. Неудивительно, что всего 14% пациентов проходят ежегодный профосмотр.
Во многих практиках семейных врачей (38%) не разработан порядок приглашения пациентов на профилактические проверки, нет даже электронной базы данных с контактами пациентов. 18% семейных врачей открыто признают, что не обращаются к пациентам, которые долго не приходят с визитом. 68% семейных врачей не выдают пациентам для заполнения так называемую карту онкологической бдительности, которая вводилась как раз для того, чтобы упростить семейному врачу распознавание пациентов с тревожащими симптомами.
Изучив полученные данные, ревизоры усомнились что свыше 80% семейных врачей действительно приглашают пациентов на профосмотр.
Государство оплачивает скрининг на четыре вида рака (рак шейки матки, молочной железы, кишечника и простаты), но и эта возможность задействуется явно недостаточно.
Отвечает за скрининг Центр профилактики и контроля заболеваний, но ответственным он был назначен лишь через 14 лет после старта самих программ. До этого скринингом ведала на техническом уровне Национальная служба здравоохранения — она рассылала населению письма и обобщала результаты обследований.
Ревизия показала, что с 2017 года отклик населения не улучшается. По состоянию на 2021 год показатели охвата не достигают ни намеченного Минздравом, ни рекомендованного на уровне Европы уровня.
Скрининг на рак шейки матки и молочной железы следовало бы проходить как минимум 70–75% жительницам Латвии, но реальный охват — 36 и 25 %. Скрининг на рак кишечника должен бы охватывать хотя бы 45% пациентов, на деле же — 14%. Хуже всего с откликом на призыв провериться на рак простаты: 2%.
Лишь небольшая часть пациентов, у которых выявлялись онкозаболевания, ранее проходили скрининг (от 2% больных раком простаты до 40% пациенток с раком шейки матки).
В целом ревизоры оценивают методы обращения Минздрава к пациентам целевых групп скрининга как пассивные и формальные. На бумажные письма реагирует примерно треть получателей, и есть сомнения, что эти письма вообще доходят до адресатов.
Хотя обязанность семейных врачей — побуждать пациентов проходить скрининг, и в ходе опроса 84% практик семейных врачей заявили, что они убеждают своих пациентов пройти проверку на рак кишечника и простаты, проверка показала, что на самом деле в 53% практик скрининг на рак простаты не был выполнен ни одному пациенту.
В период с 01.03.2021 по 31.12.2022 целевой группе не было выдано 33% доставленных в практики семейных врачей текст-комплектов на рак кишечника. В 15% практик не выдано вообще ни одного комплекта. Это значит, что 56 тысяч человек из целевой группы не получили тест-комплект и не пошли проверяться.
Как только появились подозрения на онкозаболевание, пациент, в идеале, должен максимально быстро, в приоритетном порядке, в обход очереди пройти по "зеленому коридору" и получить необходимые анализы и лечение, оплаченные государством. Правила требуют обеспечить это в течение 10 рабочих дней с момента записи.
Данные с 2017 по 2021 год о пациентах с первичным диагнозом безжалостны: удельный вес выявленных на ранней (1-2-й) стадии онкозаболеваний в среднем сохраняется на уровне 42%, тогда как цель Минздрава была к 2024 году довести его до 51%.
Госконтроль выяснил, что у 92% обследованных в формате "зеленого коридора" пациентов обследования выполнялись уже при подтвержденной злокачественной опухоли, к тому же диагноз мог быть поставлен уже несколько лет назад, хотя "зеленый коридор" создавался только для подтверждения диагнозов.
При этом подозрения об онкодиагнозах не подтверждаются у такого количества пациентов, направленных в "зеленый коридор", что ревизоры уверены - он нередко используется для "обхода" общей очереди.
В результате лишь в 25% случаев услуга действительно предоставляется в течение 10 рабочих дней. Среднее же время от визита пациента к семейному врачу до постановки диагноза "рак" составляет 195 дней, тогда как лечение следовало бы начать в течение 65 дней.