РИГА, 7 янв — Sputnik. Главой нового министерства климата и энергетики стал ставленник премьерской партии "Новое Единство", бывший мэр Саласпилса Раймондс Чударс. В интервью журналу Ir он рассказал, как Латвия будет жить без российского газа и стимулировать использование возобновляемой энергии, а также о том, нужно ли Латвии строить АЭС.
Отказ от российского газа
По словам Раймонда Чударса, отказ от российского газа в этом отопительном сезоне не должен создать дефицита этого ресурса в Европе. Вопросы вызывает, скорее, следующий отопительный сезон.
"Мировой рынок сжиженного газа повернулся в сторону Европы — сдан в эксплуатацию один терминал сжиженного газа в Германии, строятся еще пять, в Балтии есть Клайпеда, только что прошел испытания терминал Inko в Финляндии. В целом, переориентация происходит очень быстро, возможности доставки также увеличиваются с каждым днем", - оптимистично охарактеризовал ситуацию министр.
"Мы не можем полностью прогнозировать геополитическую ситуацию, но видим стабилизацию, надеемся на то, что она продолжится и что рынок сжиженного газа и мировое предложение больше не будут воспринимать Европу как территорию, находящуюся в беспомощном положении. На данный момент Европа посылает много сигналов, как с потолком цен на газ, так и со строительством терминалов о готовности покупать газ по реальным рыночным ценам", - сказал Чударс.
Судьба СПГ-терминала в Скулте
"Я поддерживаю строительство как фактор безопасности поставок газа. Наличие терминала в Скулте на расстоянии 30 километров от Инчукалнского хранилища природного газа - это стратегический правильный шаг. Вопрос в деталях. (..) У нас есть Клайпеда, Inko, теоретически еще и Палдиски, так что у этого терминала должно быть экономическое обоснование", — сказал министр, комментируя проект.
Фактически, вопрос в том, нужен ли терминал в Скулте, если Клайпедский терминал уже практически удовлетворяет потребности в газе Балтии, а финский терминал обеспечит Суоми и также может быть задействовать для поставок во всю Балтию.
Чударс отмечает, что проблема - в резервации мощностей. В случае Финляндии могут превалировать национальные интересы. Это же касается и Клайпеды, хотя сейчас уже достигнута договоренность о резервации мощностей именно для Латвии.
Напомним, что Latvenergo получило право использовать мощность в 6 тераватт-часов в год на Клайпедском терминале СПГ для регулярных поставок на ТЭЦ Latvenergo в течение следующих 10 лет. Еще до заключения этого договора Skulte LNG Terminal - компания, которой будет доверено строительство терминала в Скулте — критиковала это намерение, явно рассматривая Клайпеду как конкурента.
Сейчас, по словам Чударса, предложения разработчиков Скултского терминала будут тщательно проанализированы , предстоит открытое обсуждение. Один из приоритетов - строительство терминала не должно стать дополнительным грузом для простых потребителей, то есть, нельзя повторить ситуацию с платежами по КОЗ (компонент обязательной закупки "зеленой" энергии).
Нужно ли Латвии строить АЭС?
"Это зависит от рисков безопасности и технологий, которые предлагают атомные электростанции новейшего поколения, — считает министр. - Мы не ставили целью строительство или создание атомной электростанции в Балтийском регионе, но определили, что необходимы дополнительные исследования. Только один нюанс — речь идет, скорее, о месте АЭС в общей сети Балтии. Теоретически, это может быть альтернативой базовым мощностям".
Ветроэнергетика
Вопрос о выработке энергии из альтернативных источников Чударк комментирует так: "Сейчас актуален вопрос о тарифах распределения и передаче, и правительство готово его рассмотреть, чтобы переход на возобновляемые источники энергии опирался на конкретную тарифную политику". В то же время министр так ответил на прямой вопрос, означает ли это, что тарифы и правила могут стать привлекательнее для потенциальных инвесторов: "Сейчас упор делается на увеличение доли возобновляемых источников энергии, и политика подключения должна быть ориентирована на это".
Чударс указал, что уже предыдущее правительство пыталось в середине 2022 года облегчить процедуры, необходимые для создания ветропарков.
"Например, решение о дальнейшем создании того или иного ветропарка после оценки воздействия на окружающую среду принимает не местное самоуправление, а кабинет министров. Когда самоуправления условно исключаются из принятия решений по крупным проектам ветропарков, правительство компенсирует это так называемым платежом за комфорт", — пояснил министр.
В интервью журналист Ir предположил, что решение крупных государственных предприятий Latvijas valsts meži и Latvenergo создать совместную компанию Latvijas vēja parki для строительства ветропарков мощностью 800 мегаватт может несколько исказить конкуренцию на рынке.
"Да, проект Latvijas vēja parki напрямую связан с передачей лесных угодий Латвийского государства государственному акционерному обществу для увеличения мощности возобновляемых источников энергии. При передаче этих земель Latvijas vēja parki, нужно создавать такие же равные возможности для получения таких же прав другим предпринимателям и частному сектору. Это одна из наших основных задач. В то же время Latvijas vēja parki создано именно для того, чтобы очень быстро увеличить объемы (возобновляемой энергии), и мы не должны отказываться от этой возможности", - прокомментировал эту версию глава нового министерства климата и энергетики.