Почему русские разочаровали национально заточенных политиков и не вышли на массовый протест? Что дало повод одному из вождей Нацобъединения Янису Иесалниексу обвинить оппонентов в трусости. Что, кстати, можно квалифицировать как явное подстрекательство. Во всем этом пытается разобраться автор газеты "Сегодня".
Молот, но без серпа
Не буду говорить за всех русских латвийцев. Но чувствуется, что большинство действительно испугалось. Но совсем ни полчищ экипированной по самые уши полиции, ни армии, ни Земессардзе с Яунсардзе, ни даже водомета, который Иесалниекс обнаружил по пути из Эстонии в Ригу, но который также остался обиженным из-за того, что ему не дали пострелять.
Думаю, что-то хрустнуло и переломилось 20 мая, когда в Риге состоялось шествие "За освобождение от советского наследия", собравшее несколько тысяч человек. Еще бы – ведь во главе колонны шли барабанщики, плакатоносцы ("На латышской земле – правила латышей" и т. д.) и даже человек с молотом, но, правда, без серпа (ломать – не урожай собирать)..
Просто тогда стало ясно, что 30 лет пропаганды не прошли бесследно, что в Латвии появились новые поколения с единственно правильным пониманием истории и без рудиментарных остатков общей со своими русскоязычными соседями памяти. И что любой протест против сноса памятника может вылиться в столкновения "стенка на стенку", в конфликты на национальной почве.
Поэтому, думается, тут не трусость, а гражданская зрелость и чувство самосохранения. Впрочем, это одно и то же, скажут многие.
Прекратите оргазмировать и демонизировать!
Это дало ценный урок и понимание простой мысли: не какие-то злыдни-националисты в Сейме и правительстве угнетают русских, набирая себе очки перед выборами. Нет. Националисты – это подавляющее большинство титульной нации (и это еще я не читаю комментариев в латышском сегменте социальных сетей).
Недаром никто не высказался в защиту памятника, особенно когда речь идет о национальной интеллигенции.
Правда, один исследователь сказал, что не надо демонизировать русских, которым памятник дорог. Спасибо, доброе слово и демону приятно.
А публицист Лато Лапса предупредил латышей, что не стоит оргазмировать на развалинах монумента в Задвинье – ответочка в виде ограничения прав самих латышей прилетит скорее, чем вы думаете. Но это тоже не в защиту русских сограждан, а в качестве меры самосохранения.
Исключить либеральных отморозков!
Кстати, неприятный сигнальчик не заставил себя ждать. Публицист портала NRA обвинил ряд латышских деятелей, вставших на защиту памятника и заступающихся за оккупантов. Автор не поскупился на эпитеты: "Наши предатели и отморозки не отстают от этих негодяев в уничтожении латышского народа". И в призывах: "Самые мудрые головы латышской нации должны найти в себе силы убрать этих предателей, как и оккупантский памятник, из общественного пространства".
Этот же журналист за пару дней до этого написал колонку о том, почему российским оппозиционным журналистам, свившим гнездо в Латвии, надо помалкивать в тряпочку о том, что здесь происходит. Но если не происходит ничего предосудительного, зачем им молчать? Просто за границей могут не понять особого исторического пути Латвии и осудить ее, а этого вот не надо.
Вообще у нас так заведено, что слово "националист" – ничуть не ругательное. Оно не как какая-та обидная и стыдная болезнь, которую прилично скрывать, но напротив – достоинство, украшение головы, на манер римского носа с горбинкой или шелковых кудрей.
"Давайте сначала уточним ответ на вопрос: если убеждения Котрикадзе (журналист остановившегося в Латвии ТВ-канала "Дождь". - bb.lv) не коренятся в имперской идеологии, то где еще они находятся? Ответ: она коренится в космополитической идее прогрессивных левых о том, что не имеет значения, на каком языке человек говорит и какой он национальности. Главное – это человек, а не его этническая, языковая или национальная принадлежность, которая является только социальным конструктом (фикцией). С точки зрения этой доктрины любая привязанность к этим "фикциям" (языку, народу, государству) является мракобесным предрассудком с общим ярлыком – национализм", – пишет публицист.
Конечно, в национализме до поры до времени ничего дурного нет. Где находится грань, за которую не следует переступать? Не там ли, где на несогласных навешиваются бетонные ярлыки, где их предлагают выгнать из общественного пространства или изолировать. Причем все это, как всегда, делается ради святых идеалов.
Изоляция – мать интеграции
Что дальше? Казалось бы, русские Латвии во время сноса памятника повели себя более чем лояльно (смирно). И в знак поощрения им теперь разрешат играть у себя дома на балалайке. Но не тут-то было. В день сноса стелы руководитель этого государства Эгилс Левитс авторитетно заявил: негативный эффект в том, что в Латвии появилась "одна нелояльная государству русскоязычная часть". "Наша задача – разобраться с ней и изолировать ее от остального общества", – добавил он.
Вот оно что. Интересно, каким образом отец нации предлагает таковых изолировать?
И потом, вопрос, который теперь мучает любого русскоязычного (а в скором времени, возможно, им станут задаваться и латыши), – а как вы будете вычислять нелояльных?
Если, например, я люблю эту страну, но критично отношусь к ликвидации образования на моем родном языке, я еще лояльный или уже надо готовиться к изоляции?
"Хочу подчеркнуть, что решение о демонтаже памятника в парке Победы было совместным, публично продискутированным и утвержденным в рамках демократического процесса парламентом, правительством и Рижским самоуправлением. Поэтому прошу уважать это решение и тех, кто с ним не согласен", – сказал мэр Риги.
И я боюсь, что то же самое кто-нибудь из латышских политиков скажет о необходимости изолировать нелояльных: "Решение было совместным, публично продискутированным и утвержденным в рамках демократического процесса парламентом, правительством и Рижским самоуправлением. Поэтому прошу уважать это решение и тех, кто с ним не согласен".