В среду глава ЕК Урсула фон дер Ляйен заявила, что в рамках готовящегося шестого пакета санкций против РФ комиссия предложит поэтапно запретить весь импорт российской нефти в ЕС. По ее словам, отказ будет постепенным до конца 2022 года.
Против полного эмбарго официально высказались Чехия, Словакия и Венгрия. Первые две хотят для себя трехлетнего переходного периода, а Венгрия - исключений для поставок нефти из России по трубопроводам.
Ситуацию Чехии осложняют сразу несколько вещей, в том числе мощности нефтепровода TAL, по которому нефть поступает из итальянского порта Триест, а также тот факт, что российская нефть отличается от сортов из других стран.
Европу пронизывают нефтепроводы. Для Чехии важны три из них.
Нефтепровод "Дружба" ежегодно обеспечивает Чехии 3,4 миллиона тонн нефти. В итальянском городе Триест начинается Трансальпийский нефтепровод (TAL), который через несколько сотен километров доходит до немецкого Фобурга. Далее нефть следует в Чехию по трассе Ингольштад ― Кралупы-над-Влтавой ― Литвинов (IKL).
Нефтепровод IKL доставляет в Чехию столько же нефти, сколько "Дружба", но мощность у него больше (десять миллионов тонн). Поэтому может показаться, что отказ от российского нефтепровода для Чехии не стал бы проблемой. Однако загвоздка в том, что нефтепровод TAL, помимо Чехии, снабжает еще и Германию с Австрией: нефть из него получают, например, австрийский НПЗ "Швехат", баварский Бургхаузен или НПЗ "МиРО" в немецком Карлсруэ.
Как говорит Иван Соучек, директор Союза химической промышленности и председатель наблюдательного совета государственного дистрибутора топлива Čepro, сейчас Чехия получать по TAL максимум четыре ― пять миллионов тонн в год из необходимых ей семи.
"Если мощности этого нефтепровода освободились бы для других НПЗ, объемы, доставляемые в Чехию, можно было бы увеличить", ― добавляет он.
Если Чехия захочет "отключиться" от российской "Дружбы", то НПЗ в Австрии и Германии придется поступиться частью своих поставок из TAL в пользу чешских НПЗ. Готовы ли они к этому ― большой вопрос.
Еще недавно доля российской нефти в общем импорте Германии достигала 35%, а сейчас, согласно данным немецкого министерства иностранных дел, она не превышает 12%. К концу лета Германия хочет отказаться от российской нефти, и можно предположить, что ей потребуется каждая капля, поступающая по другим каналам.
В пятницу стало известно, что Еврокомиссия сделала для Чехии исключение, позволив ей отложить эмбарго на российскую нефть до июня 2024 года. Полученное время государство использует для расширения мощностей TAL.
"Возможно открыть дополнительные заборные станции и увеличить объемы, получаемые по этому нефтепроводу. Это позволило бы увеличить импорт нефти примерно на 2,5 миллиона тонн в год. Для реализации подобных мероприятий, связанных с повышением нагрузки на нефтяной терминал в Триесте, предположительно, понадобится два – три года", ― говорит Соучек.
Одного только повышения мощностей нефтепровода TAL недостаточно. По словам Станислава Бруны, бывшего генерального директора компании MERO, которая является оператором нефтепроводов для территории Чехии, могут возникнуть проблемы, связанные с недостаточной инфраструктурой нефтепровода IKL.
Также, по его словам, российскую нефть нельзя просто заменить на другую, и ее сопоставимым эквивалентом будет, по всей видимости, смесь из трех или более сортов.
"Представьте себе НПЗ как винокурню, где вы делаете фруктовую водку. И вот к вам приезжают грузовики, полные смеси яблок, груш и слив. В какой-то момент меняется поставщик, и он привозит вам партию с другим соотношением слив, груш и яблок, а, кроме того, например, еще и с другой сахаристостью. Тогда вам придется приспособить к этому винокурню, то есть НПЗ", ― объясняет специалист.
Он говорит, что поставки по "Дружбе" равномерны и постоянны, благодаря чему требуется минимум операций, связанных с хранением. Что касается нефти, поступающей по TAL из Триеста, то с ней ситуация сложнее, и НПЗ могут столкнуться с проблемами.
"Нужно понимать, что отдельные сорта нефти прибывают в порт на танкерах по отдельности, там ее сливают и отправляют по нефтепроводу дальше. Труба снабжает несколько НПЗ одновременно. И вы должны забрать полагающуюся нефть, отправить ее на хранение, подготовить и смешать. Поэтому, как я думаю, существующая инфраструктура в Чехии может не справиться", ― говорит специалист.
"Порой невозможно повлиять на то, какая нефть, когда и в каком объеме приходит. Это зависит от оператора нефтепровода TAL, который снабжает несколько НПЗ", ― отмечает Бруна.
Нефтепровод принадлежит консорциуму восьми нефтяных компаний, в том числе OMV, Shell, ExxonMobil и BP. Чешский оператор нефтепроводов MERO владеет всего пятью процентами в TAL.
"MERO, вероятно, придется расширить инфраструктуру дочерней компании MERO Germany, которая забирает нефть из системы TAL в систему IKL. Как я предполагаю, на чешской стороне придется построить нечто вроде сортировочной станции, где будут распределять. Скажем, это отправится в Кралупы, а это мы отправим на хранение, потому что ожидается другой сорт нефти. Тогда можно смешать две партии и переработать в Литвинове. Придется, скорее всего, построить две или три такие станции, чтобы держать все под контролем", ― полагает Бруна.
Вопрос, успеет ли Чехия (Чешская Республика, ЧР) до 2024 года провести такие изменения.
"Нужно учитывать скорости строительных процедур в ЧР, а также то, что MERO, будучи государственным заказчиком, обязан действовать по закону о государственных тендерах, и то, что последний крупный контракт между MERO ЧР и Unipetrol обсуждался более шести лет. Становится понятно, почему я не уверен в успехе", ― добавляет Бруна.
Тем не менее в компании Orlen Unipetrol, которая является оператором чешских НПЗ в Литвинове и Кралупы-над-Влтавой, настроены оптимистически.
"В последние годы мы значительно расширили список стран, от которых получаем нефть, и снизили зависимость от российской нефти с 80% в начале нулевых до менее 50%", ― говорит пресс-секретарь компании Михал Прохазка.