РИГА, 24 мар — Sputnik. Первоначальная поддержка украинских беженцев в Европе может скоро закончиться, предупредил глава агентства ООН по делам беженцев Филиппо Гранди в интервью Politico.
Гранди напомнил, что миграционный кризис в 2015 году также начался с того, что европейцы приветствовали сирийских беженцев. Но вскоре их присутствие начало раскалывать ЕС и способствовало росту антимигрантских и крайне правых политических движений — наследие, которое сохраняется и по сей день.
"Экономическая озабоченность, влияние COVID — они неизбежно вернутся, — сказал Гранди. — И потом, если кризис затянется, что вполне вероятно, то я боюсь, что волна солидарности может исчерпать себя и спровоцировать ответную реакцию, которая усложнит ситуацию".
Однако пока главная проблема Гранди в другом — огромный поток беженцев с Украины, который уже затмил поток беженцев из Сирии в 2015 году.
По данным ООН, с 24 февраля Украину покинули более 3,5 миллиона человек, причем подавляющее большинство направляется в страны ЕС. Это означает, что блок уже поглотил население нескольких самых маленьких входящих в него стран и приближается к населению Хорватии, нового члена ЕС.
Трудно сказать, насколько велико в итоге будет количество беженцев. В последние дни, по словам Гранди, их стало меньше, однако это не обязательно означает, что волна беженцев ослабевает. Многие украинцы перебрались на запад страны, поскольку спецоперация проходит в основном на юге и востоке. Если ситуация ухудшится в ближайшие недели, все эти люди могут покинуть Украину.
В последнее время Гранди посетил несколько стран, принявших у себя самое большое количество беженцев.
"Как я видел в Румынии и Польше, влияние появления миллионов людей тяжело даже для достаточно хорошо организованных стран", — говорит он.
К примеру, как сказало ему правительство Польши, "они уже думали, что им придется нанимать больше учителей или находить больше мест в медицинских центрах или в государственных больницах, потому что, по сути, за последний месяц их население увеличилось на 2 миллиона человек".
Доброжелательный подход Польши к украинским беженцам резко контрастирует с ее отношением 2015 года. В то время Варшава отказалась участвовать в плане ЕС по приему сирийских беженцев. Ожесточенные дебаты вокруг этого плана оставили в ЕС такие глубокие шрамы, что в ходе нынешнего миграционного кризиса используется уже другая терминология, чтобы не воскрешать признаки прошлого.
В 2015 году, после недолгого периода доброжелательного отношения к сирийским беженцам, разгорелись ожесточенные дебаты. Тогдашний канцлер Германии Ангела Меркель даже изначально ввела политику открытых дверей, но всего несколько недель спустя отменила ее. Тем не менее в 2015 и 2016 годах Германия приняла более миллиона просителей убежища — этот шаг, по словам критиков, способствовал укреплению крайне правых в стране.
По словам Гранди, нельзя напрямую сравнивать 2015 год с 2022-м. У многих беженцев с Украины есть родственники или друзья по всей Европе, "и это преимущество", а решение ЕС немедленно предложить украинцам право жить и работать внутри блока поможет им ассимилироваться и распределиться по всему блоку.
Но пока украинские беженцы сосредоточены в соседних с Украиной странах, поскольку еще не потеряли надежду в скором времени вернуться на родину. Тем не менее, если эта тенденция сохранится, "эти страны будут перегружены", предупреждает Гранди.
"Поэтому я думаю, что в какой-то момент нам нужно перейти от спонтанного распределения бремени к более структурированному, но я не предлагаю делать это прямо сейчас", — говорит он.
Другое очевидное различие между 2015 годом и сегодняшним днем — расовое. Украинцы преимущественно белые европейцы. Людям, спасавшимся от войны в Афганистане, такой мгновенной помощи не предлагали.
"Относятся ли европейцы к другим европейцам более благосклонно? Возможно, и так не должно быть", — сказал Гранди.
Он также подтвердил сообщения о дискриминации не европейских беженцев с Украины, в том числе африканцев.
"К сожалению, некоторые случаи произошли как внутри Украины, так и на границах, — сказал он. Но, добавил: — Меня воодушевили заверения польского правительства с самого начала, что это не государственная политика".
Гранди отказался рассуждать о том, есть ли у ЕС ограничения на прием украинских беженцев. Некоторые официальные лица ЕС ранее заявили, что блок может принять почти 15 миллионов человек.
Аналитики и официальные лица задаются вопросом о том, изменит ли ЕС свое отношение к миграции из других мест, например из Африки. Гранди пообещал, что он будет постоянно напоминать европейским лидерам "о солидарности, которую они проявили" в первые дни нынешнего кризиса.