РИГА, 11 мар — Sputnik. По данным Центрального статистического управления, в 2020 году в Латвии было 3938 женщин и 3781 мужчина со степенью доктора наук, сообщает Labs of Latvia.
По данным Eurostat, в 2019 году в ЕС насчитывалось 6,3 миллиона женщин-ученых и инженеров, или 41% от общего числа занятых в этой сфере. В Латвии этот показатель составляет 53%. Баланс почти идеален.
"Женщины Латвии давно работают в науке. Мы — хороший пример для Европы", — говорит Бригита Далецка, ведущий научный сотрудник Лаборатории исследования воды и биотехнологии окружающей среды Рижского технического университета.
Она предполагает, что высокая доля женщин в науке связана с тем, что исторически эта профессия, как и преподавание, казалась более подходящей для женщин. Другими словами, для этого не требуется физической силы. При этом оплата труда всегда была ниже, чем в других отраслях, и мужчины предпочитали другие профессии, где можно больше заработать.
"Если мы посмотрим на Европу, в Латвии в науке намного больше женщин, чем в среднем по Европе. Но это как и в других профессиях: где меньше зарплата, там больше женщин. В Европе зарплаты научного и академического персонала выше, поэтому мужчин больше", — говорит Агнесе Стунда-Зуева, научный сотрудник Института общей химической технологии факультета материаловедения и прикладной химии Рижского технического университета и сооснователь биотехнологического стартапа SpirulinaNord.
Она добавляет, что исследователи, получившие финансирование от ЕС или Латвийского совета по науке, имеют неплохие зарплаты и могут хорошо зарабатывать, если сосредоточатся на исследованиях. Но как насчет молодых исследователей?
Стунда-Зуева отмечает, что преподаватели также должны заниматься исследованиями, но встает вопрос об их зарплате. Например, инженерные исследования предполагают много лабораторной работы, поэтому их нельзя преподавать в группе из 50 студентов.
"Деньги государственного бюджета идут на контактные часы студента, а не на часы работы лектора. Так, если группу из 45 студентов разделить на три части, и в каждой будет свой лектор, то каждый получит по 1/3 от общей суммы", — поясняет она.
По данным министерства образования и науки, самая высокая доля женщин среди научных сотрудников в Латвии приходится на медицинские науки и здравоохранение — 68%. Далее следуют гуманитарные науки и искусство (64% женщин), социальные науки (62%), а также сельское хозяйство и ветеринария (61%). Однако доля мужчин стабильно выше в инженерных (65%) и естественных науках (54%).
"Глядя на статистику министерства образования и науки о количестве женщин и мужчин в науке, я думаю, что Латвия — почти идеальная страна! 54% мужчин и 46% женщин в науке, это почти поровну! Это соотношение ближе к равновесию, чем в медицине и науках о здоровье, где доля женщин составляет 68%", — говорит заведующий отделом информации и коммуникаций Института физики твердого тела д.ф.-м.н. Лига Гринберга.
Она не считает, что в Латвии не бывает такого, что ученая не получает награду за проект или не избирается руководителем лаборатории только потому, что она женщина. Не ожидается, что кофе обязательно должна подавать женщина, или что ей нужно платить меньше. В то же время статистика показывает, что гендерный разрыв в оплате труда существует.
"Женщины, особенно в науке, не так рвутся на высокие посты. Возможно, это потому, что чем выше вы в администрации, тем дальше вы от настоящей науки", — говорит Гринберга.
Согласно статистике министерства образования и науки, в 2020/21 учебном году 55% академических должностей в латвийских высших учебных заведениях занимали женщины. 44% университетов и колледжей возглавляют женщины. В пропорциональном отношении наибольшее количество женщин работают на должности лектора (67%), а наименьшее — на должности профессора (45%).
Стунда-Зуева считает, что об отношении государства к женщинам можно сделать вывод из его демографической политики.
"Женщины не могут заниматься наукой или бизнесом, пока они дома с детьми и стоят в очереди в детский сад. Государственное агентство социального страхования предлагает на выбор отпуск по уходу за ребенком длиной в год или полтора года, муниципальное софинансирование для детского сада или няни после того, как ребенок достигнет возраста в полтора года. Таким образом, чтобы женщина вернулась на рынок труда, даже на неполный рабочий день, няня должна финансироваться на 100% из семейного бюджета. Вы не можете привести своего ребенка в лабораторию, и вы не можете написать научную работу, когда вокруг бегают дети", — говорит Стунда-Зуева.
Со своим третьим ребенком она находилась в отпуске по уходу за ребенком всего восемь месяцев.
"В Национальном агентстве развития образования сказали, что проект обязательно должен завершиться летом 2023 года. Да, я могла бы "сидеть" дома, но проект должен быть завершен вовремя и должны быть достигнуты запланированные результаты. Я не сталкивалась с дискриминацией, но в данном случае могу сказать, что это дискриминация со стороны чиновников. Выпасть из науки легко, но трудно вернуться", — говорит Стунда-Зуева.
Она объясняет, что в науке нужно написать больше десяти проектов, чтобы получить финансирование одного или двух — это большой объем сверхурочной неоплачиваемой работы. Кроме того, в Латвии проекты обычно должны быть представлены в сентябре, поэтому их приходится писать во время отпуска, поскольку прием заявок начинается только в начале лета.
"Проекты оцениваются по резюме и достижениям. Уход за детьми сюда не входит, поэтому с моим резюме и тремя детьми за девять лет я не очень конкурентоспособна. Но если нет проектов, нет денег на науку. Вы также можете работать над проектами коллег по другим темам", — говорит Стунда-Зуева. Это было одной из причин, почему она ушла из науки в бизнес.
"Я восхищаюсь теми, кто занимается наукой в Латвии. Все они трудоголики. Конечно, это отражается на времени, посвященном семье", — говорит Стунда-Зуева.
Докторскую степень в Латвии имеют 1209 женщин в возрасте 40—54 лет и 1116 женщин в возрасте 55—69 лет. Сложнее с молодыми учеными.
"В Латвии есть только 603 женщины-ученых в возрасте до 39 лет с докторской степенью. Мы остро нуждаемся в молодом поколении в науке", — подчеркивает Далецка.
Она считает, что нужно приложить все усилия, чтобы побудить подрастающее поколение заниматься наукой. Для этого необходимо дальнейшее улучшение академической среды, повышение престижа профессии, повышение заработной платы, улучшение инфраструктуры. И все это надо делать одновременно: просто повысить зарплату или купить новое оборудование не получится.
"Научную профессию надо любить. Это должно быть интересно. Наукой нельзя заниматься только за деньги. Значит, надо подумать, как обеспечить интересную рабочую среду и дать возможности для саморазвития. И это должно начаться в школе. Вот почему я никогда не говорю "нет", когда в школе меня просят рассказать о повседневной жизни ученого", — говорит Далецка.
Стунда-Зуева также считает, что интерес к науке начинается в школе. Она подчеркивает, что важно не давать детям всю информацию в готовом виде, а дать им испытать радость открытия.
"Тогда общество поймет, как много неизвестного, как увлекательно учиться и что творчество — это не только пение и танцы, но и завинчивание болтов, смешивание веществ и наблюдение, например, за закономерностями в природе, эмоции, политике и так далее", — говорит Стунда-Зуева. Она надеется, что новый компетентностный подход в образовании поможет детям видеть в учителях не всезнаек, а союзников на пути к освоению новых навыков.
"Я долго размышляла на эту тему: почему мы оцениваем гендерное равенство в цифрах? И почему, когда упоминается гендерное равенство, автоматически предполагается, что женщин нужно "мотивировать", — говорит Гринберга.
По ее мнению, женщин следует мотивировать и поддерживать, чтобы они занимали руководящие должности и изучали стереотипно "неженские" профессии, такие как физика или программирование. Точно так же мужчин следует мотивировать и поддерживать, если они решат изучать стереотипно "немужские" профессии, такие как литературоведение, или стать стоматологической медсестрой.
"В целом Латвия должна поддерживать и поощрять развитие навыков способных студентов, независимо от сферы деятельности!" — подчеркивает Гринберга.