РИГА, 2 фев — Sputnik. Комиссия Сейма по обороне, внутренним делам и предотвращению коррупции во вторник, 1 февраля, приняла и передала на рассмотрение Сейма разработанный рабочей группой под руководством депутата Инесе Войки законопроект "Об открытости представительства интересов", или так называемый закон о лоббировании, пишет BNN News.
Во время дискуссий на заседании комиссии предположили, что часть регулирования законопроекта могла бы вступить в силу с 2023 года, а другая — в 2024 году. Регистр предприятий, скорее всего, сможет начать выполнять предусмотренную законопроектом публикацию информации начиная с 2024 года.
Глава Регистра предприятий и главный государственный нотариус Гуна Пайдере отметила, что в законе следует обозначить, каким лицам и что именно нужно будет декларировать. С ней согласилась представитель Госканцелярии Инесе Кушке, отметившая, что кабинет министров в этом случае должен разработать техническое решение.
В ходе рассмотрения законопроекта планируется также решить, на каких платформах публиковать информацию, связанную с представительством интересов. По данному вопросу планируется выслушать также министерство охраны окружающей среды и регионального развития, ответственное за государственную информационную систему.
Лоббирование... А что это?
Войка сообщила, что в так называемом законе о лоббировании дается очень широкое определение понятия представительства интересов. В понимании закона представительством интересов является прямая и косвенная связь частного лица с представителем публичной власти с целью вынесения на рассмотрение в качестве публичного решения, принятия или применения какого-либо предложения. При этом представительством интересов не считается коммуникация, целью которой является получение информации или ее обмен, встречи с представителями публичной власти и связь с представителями политических партий в рамках политических дискуссий.
Представительством интересов не будет считаться также встреча и коммуникация депутата с избирателем, деятельность присяжных адвокатов при оказании юридической помощи, исполнение должностных обязанностей и деятельность профессиональных консультантов, пока их целью не является разработка решений публичной власти, а также влияние на процесс приема или осуществления решений.
Также любая коммуникация или представительство интересов в связи с административным процессом в учреждении, судопроизводством или мировым соглашением или процедурой посредничества не будут считаться представительством интересов. Кроме того, в это понятие не входит коммуникация с органами публичной власти или их представителями для предоставления или получения информации, включая запросы информации средствами массовой информации.
Войка указала, что это центральное понятие законопроекта. Он создается по возможности более широким и всеобъемлющим, чтобы можно было видеть, где представительство интересов происходит по сути.
Кому надо регистрироваться?
Также в законе предусмотрено установить, что представители интересов должны будут регистрироваться, если они систематически, по крайней мере три раза в год, осуществляют представительство интересов. Регистрация сможет происходить в течение двух недель со дня, когда представитель интересов квалифицируется для систематического представительства интересов, то есть на коммуникацию с представителем публичной власти.
О представляемых интересах в первые разы нужно будет сообщить в регистре представительства интересов для представителей публичной власти. В нем необходимо будет указать только те сведения, которые еще не поданы и не зарегистрированы в каком-либо из регистров, поддерживаемых Регистром предприятий.
Закон также будет определять, что зарегистрированным представителям интересов необходимо будет обеспечить возможность добровольно декларировать сведения об активностях в рамках представительства интересов, пока это не станет обязательным. У каждого будет право бесплатно ознакомиться с записями регистра и поданными в регистр документами.
Моральный кодекс лоббиста
Представитель интересов будет обязан воздержаться от сознательного предоставления ложной информации, от представительства очевидно противоречивых интересов, от обещания, что он добьется соответствующих действий или решения конкретного учреждения.
Также законом предусмотрен запрет предоставлять кому-либо из представителей интересов особые преимущества, принимать от представителей интересов или частных лиц, в чьи интересах они действуют, подарки и выгоду прочего вида как для своих потребностей, так и для нужд других людей.
Кроме того, должностным лицам будет запрещено использовать служебное положение и личные контакты, чтобы представить кому-либо из представителей интересов эксклюзивный доступ к должностным лицам, несущим ответственность за разработку или принятие решения соответствующего представителя интересов или представляемого им лица, а также вводить представителя интересов в заблуждение, создавая ошибочное мнение о возможности обеспечить эксклюзивный доступ к должностным лицам или возможность повлиять на их действия.
Должностным лицам будет запрещено просить о материальной поддержке со стороны органа публичной власти, в котором он работает, либо организовывать мероприятия за счет этого учреждения.
Планируется, что закон об открытости лоббирования также будет определять границы в вопросах принятия решений, основывающихся на интересах общества, а также коммуникации представителей интересов с лицами, принимающими решения, и сделает процесс принятия решений органами власти более открытым.
Ранее международные организации неоднократно критиковали Латвию за отсутствие такого регулирования.