РИГА, 12 янв - Sputnik. Главным событием первых недель нового года можно смело назвать волнения в Казахстане. Правда, власти Латвии никак не отреагировали на происходящее, не дождавшись отмашки из США.
Тем не менее публицист Владимир Линдерман и журналист Михаил Губин в еженедельном обзоре событий для Sputnik Латвия не могли обойти стороной эту актуальную тему.
Казахстан. Что это было?
Линдерман рассказал, что как только стало возможно контактировать с Казахстаном, поскольку в связи с обстановкой какое-то время были перебои, он нашел местные источники.
Публицист отметил, что Казахстан - это довольно специфическое государство. Уровень жизни в Казахстане существенно выше, чем у соседствующих с ним бывших советских республик.
Кроме того, Линдерман отмечает, что в руководстве Казахстана много фанатов разработок искусственного интеллекта и вообще подобных технологий. То есть много тех, кто выступает за создание технологий XXII века. Среди них глава комитета национальной безопасности Карим Масимов, который сейчас находится в тюрьме по подозрению в госизмене.
И это говорит о разрыве, поясняет публицист. То есть в стране есть прослойка людей, которая стремится в будущее. Здесь в качестве примера можно привести еще и то, что, когда в Казахстане во время волнений пропала возможность пользоваться банковскими картами, ни у кого из жителей не оказалось наличных денег.
"С одной стороны, страна устремилась куда-то в космические выси, а с другой стороны, там до сих пор царит клановость. Это не нация в общепринятом понимании, это кланы, семьи, роды. Где есть авторитет, который определяет жизнь какого-то круга людей. Страна сочетает моменты технологического уклада XXI века со Средневековьем.
И второй важный момент - это двоевластие. Была власть чуть ли не религиозная - Назарбаева как отца нации, и при этом есть выборы и так далее, то есть обычная вертикаль власти. А двоевластие это всегда мина в государстве. И она, собственно, сейчас взорвалась. И то, что мы видели, это война кланов", - поясняет ситуацию Линдерман.
И второй важный момент - это двоевластие. Была власть чуть ли не религиозная - Назарбаева как отца нации, и при этом есть выборы и так далее, то есть обычная вертикаль власти. А двоевластие это всегда мина в государстве. И она, собственно, сейчас взорвалась. И то, что мы видели, это война кланов", - поясняет ситуацию Линдерман.
Он не отрицает, что в Казахстане был момент реального социального протеста, которым, возможно, мятежники воспользовались, чтобы придать процессу человечность и легитимность.
"Но это мог быть только первый и второй день. А потом все захлестнула другая история. Появились эти отряды, хорошо подготовленные. Причем частью исламисты. Это все не выдумки, а реальные радикалы - как изнутри, так и снаружи. Исходя из того, что арестовываются сотрудники Комитета национальной безопасности, их находят мертвыми, можно сказать, что именно они инспирировали этот государственный переворот с целью свержения действующего президента Токаева и возвращения к власти кого-то из окружения Назарбаева", - отмечает публицист.
Проблему он видит еще и в том, что в Казахстане на фоне всех его достижений технических и экономических, которые реально есть, не было произведено никакой социальной революции в обществе.
"То есть протест начался, а у них были реально подготовленные люди. Кто это мог быть? Исламистские вооруженные группы, маргинальная безработная молодежь, хлынувшая из сел. Мне сказали, что там рынок под контролем таких структур, и те, кто вчера стоял у прилавков, могут превратиться в солдат. Но главное содержание - это борьба за власть. При этом в страну по просьбе президента Казахстана были введены войска Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). И этот ход был необходимым, иначе в Казахстане началась бы кровавая война, где нет правых и виноватых. И все это рядом с российской границей. Это был бы ад", - констатирует Линдерман.
Публицист рассказал, что общался с журналисткой из Казахстана, которая сказала, что если бы миротворцы ОДКБ не вошли туда, государство могло бы быть попросту уничтожено. Это развал по территориям и так далее, поясняет Линдерман.
"Я считаю, что очень много казахов, настроенных на сохранение своего государства, благодарны миротворцам ОДКБ", - заключает он.
Почему занервничали власти Латвии?
Между тем между Россией и США прошли переговоры по гарантиям безопасности. Тут руководство Латвии не могло не разнервничаться, потому что речь шла о нерасширении НАТО, а СМИ пестрели заголовками, гласящими, что Латвию могут вообще из НАТО исключить.
Линдерман считает, что здесь, в этом контексте, в первую очередь стоит обрисовать задачи России. И от стран Балтии Россия хотела в идеале нейтралитета по образцу Финляндии.
В США, правда, такому будут стараться изо всех сил помешать. Единственное, что допустимо с американской стороны, это какие-то соглашения, которые немного сокращают присутствие НАТО в Балтии или сокращают количество учений, отмечает публицист.
Но, по прогнозу Линдермана, переговоры по этому вопросу продляться очень долго, скорее всего. И до заключения подобных соглашений должно пройти еще много времени.
"Все это время страны Балтии будут заметно нервничать, ведь власть здесь держится исключительно на конфликте, на этой холодной войне и на том, что они чувствуют себя под крылом американцев. Как только они почувствуют, что интерес к ним снижается, для них это будет крайне плохой исход. Поэтому, конечно, они очень трепетно относятся к указаниям сверху. Я даже не думаю, что страны Балтии будут серьезным предметом торга. Вот Украина, да", - считает публицист.
Зачем Латвии шпиономания?
Тем временем в Латвии вышел ежегодный доклад Службы государственной безопасности (СГБ), где снова говорится о том, что больше всего в Латвии "действуют российские спецслужбы". В это время депутата Сейма Яниса Адамсонса, подозреваемого в шпионаже, выпустили под залог и параллельно стало известно, что поймали еще двух каких-то "шпионов" - по подозрению в работе на российскую военную разведку.
"Что касается тех двух шпионов, о которых никто ничего не знает, то, судя по всему, их поймали давно. А то, что это стало публично известно, то это, возможно, как раз приурочено к переговорам России и США. Власти Латвии как бы хотят показать, что, смотрите, вы там с ними договариваетесь, а они тут шпионят за объектами НАТО и так далее. Конкретно ничего не известно, но во всяком случае я понял, что их объявляют в связи с военной разведкой", - пояснил Линдерман.
Известно, что подозреваемые находятся под арестом. Тридцатого декабря 2021 года СГБ передала в прокуратуру материалы одного уголовного дела с просьбой начать уголовное преследование одного из подозреваемых.
СГБ сообщает, что в ходе расследования выяснилось, что подозреваемый использовал контакты, установленные в ходе профессиональной деятельности, для получения, обобщения, анализа и передачи российской военной разведке сведений о боевых возможностях, процедурах, планах и учениях Национальных вооруженных сил (НВС) Латвии, оборонных закупках и расширенном контингенте НАТО на территории балтийской республики.
Сообщается также, что в результате процессуальных действий получен значительный объем доказательств, в том числе документы и носители информации.
Что касается второго уголовного дела, то там лицо также подозревается в многолетнем сотрудничестве с российской военной разведкой, в предоставлении информации, имеющей отношение к военным интересам России.
Сообщается, что подозреваемые встречались с представителями российской военной разведки на территории России.
Более подробной информации СГБ не предоставляет.
Линдерман отмечает, что все это как всегда выглядит крайне неубедительно. По его мнению, это потому что главное в раздувании подобных шпионских дел - это какой-то контакт с обществом.
"Нужно убедить общество, что это не фальшивка, не какая-то политическая кампания, которая проводится, потому что шпионов маловато. Для этого должен быть какой то контакт со СМИ, нужно подготовить какой-то материал, что-то нужно дать обществу, чтобы оно могло это обсудить", - разъясняет ситуацию публицист.
А что касается Адамсонса, то, как считает Линдерман, все довольно цинично, то есть цинично то, что его выпустили под залог. Ведь речь идет о больном человеке, который явно никуда не убежит.
И есть мнение адвоката Адамсонса Михаила Черноусова, что дело против Адамсонса - это месть за его разоблачения. Так же как и с Олегом Бураком, отмечает Линдерман.
"Но главный смысл всего этого - это кампания против России, демонстрация своему населению и Западу,. Очередной виток нагнетания в условиях холодной войны", - подвел итог Линдерман.