К сожалению, побочные действия COVID-19 мешают многим латвийцам расслабиться и насладиться светлыми новогодними праздниками. Обещанием того чуда, когда ничто уже в Латвии не будет напоминать о столетиях совместной с Россией истории. Более того, среди национал-патриотов, как последствие долгого домоседства, стала распространяться редкая, встречающаяся только в низовьях Даугавы разновидность светобоязни - цветобоязнь.
Светобоя́знь (фотофобия) — болезненная чувствительность глаза к свету, при которой его попадание вызывает у человека неприятные ощущения в глазах. Но в нашем случае неприятные ощущения не от света, а именно от цвета.
Осложнения начались еще в ноябре, перед Днем провозглашения Латвийской Республики, когда Рижская дума поздравила рижан плакатом, в котором многие разглядели извивающиеся, как ядовитые змеи, георгиевские ленты.
Хотя здоровому, не озабоченному человеку это было бы столь же трудно, как разглядеть в кляксе психоаналитика женскую грудь и другие интересующие эротомана части тела. Ни пропорциями ни цветом они рядом не лежали с проклятым и запрещенным в Латвии "символом воинственных имперских амбиций России.
Граната под НАТО
Еще один приступ случился только что. Очаг рецидива - та же дума, которая снова поздравила рижан и их гостей неправильным и даже токсичным плакатом с преобладающим синим цветом, "характерным для российской деревни".
На трипитихе можно разглядеть цветы, которые, скорее, похожи на красный вьюнок или маки, но публицист Neatkarīga Элита Вейдемане со ссылкой на комментаторов в соцсетях ухитрились разглядеть в них символ революции - красную гвоздику. А в синих стеблях - исконно русскую гжельскую роспись. Следовательно, "недалеко мы ушли во вкусах от российской империи и российской деревни".
Возмутило публициста и то, что на лице у волхва, который пришел поклониться Деве Марии - маска. Ну, во-первых, искусство плаката ценится своей актуальностью, так что художнику зачет, во-вторых, как объяснили в Думе, это все-таки не маска, а борода.
Так что все-таки не так в Рижской думе? Кто внедрил туда художника-вредителя, пачкающего виртуальные холсты токсичной гжелью (правда, Вейдемане выяснила что корни синих стеблей надо искать во фламандском искусстве 16 века).
А ведь, как выяснила публицист, данный художник сотрудничает с такими авторитетными организациями, как The New York Times, Vogue, NATO, The Olympic Games, Coca-Cola, Apple, Hermès и другими... Вы представляете ядерную ракету НАТО, разрисованную под хохлому (как уже, кстати, делают в России), она же полетит куда не надо! Или, что еще хуже, украшенную под хохлому или гжель бутылку Coca-Cola! Это же вообще разрушит скрепы западной демократии!
Не гасите свет, он бесплатный
Но, думается, причины осложнения надо искать даже не в Рижской думе. И не в Юрмальской. Хотя два года назад журналист Neatkаrīga уже била тревогу по поводу того, что в сердце Юрмалы построили "безвкусный и аляповатый" православный храм Казанской иконы Пресвятой Богородицы.
По ее убеждению, для этой разноцветной безвкусицы нет места в латышском городе. Несмотря на то, что храм восстановлен на месте прежнего, снесенного в советские годы и заложенного тут еще в 1895 году и возведенного на пожертвования прихожан.
"Сегодня днем проехалась мимо новостройки православной церкви в Юрмале, в конце улицы Йомас. Как большой и безвкусный сливочный торт это разноцветное здание стоит в самом центре города. Где мы находимся? В России?" - поделилась своим негодованием в Twitter журналистка и нацпатриотка.
Что ж такое? "Милитаристическая" георгиевская лента - плохо. Церковь, как символ миролюбия и всепрощения - опять мимо. А ведь в Латвии, где всегда было много исповедовавших православие латышей, православная церковь всегда была символом межконфессионального, межнационального и общечеловеческого единения.
И тут, конечно по неволе вспомнишь об "интеграции" по-латышски, которую готовят в Латвии русскоязычным. Мы не только должны говорить и думать по-латышски, мы должны презирать и ненавидеть наших дедов, сгоревших в горниле Второй мировой, а наши храмы аскетизмом должны не отличаться от лютеранских.
Интересно, что с тем твитом журналистки согласились не все латыши.
"Не так страшно, православные храмы будет легко трансформировать в мечети", - успокоил ее Вито Вилкс.
"Скоро будут и мечети. После этого православным будете радоваться!" - добавил Гиртс Берзиньш.
Впрочем, здесь, кажется, бояться нечего. Во-первых, в мечетях тоже бывает очень красиво. Во-вторых, кажется у латвийских интеграторов есть планы и по интеграции соискателей убежища и из стран Ближнего Востока и обучению их государственному языку.
В любом случае, пользуясь случаем поздравляю всех лютеран и католиков Латвии с наступающими Рождеством. Бог с ним цветом, на вкус и цвет товарища нет. Главное - не бояться света, который теплится внутри нас. Ибо "и свет во тьме светит, и тьма не объяла его".