РИГА, 18 дек — Sputnik. Объемный материал на тему "Как уже заставить этих русскоязычных, в том числе жителей приграничья, смотреть не враждебные российские и белорусские телеканалы, а местные латышские, вышел в Latvijas Avīze
Не смотри туда, смотри сюда!
Два года назад в Латгалии начали функционировать две новые передающие башни, чтобы в районах, где популярны российские и белорусские ТВ-каналы, стало доступнее и латвийское телевидение. Однако, дело далеко не в одних только технических возможностях, Дело в качественном содержании передач, заключили эксперты.
Как свидетельствуют данные исследовательской компании Kantar 2021 года, год назад в пятерке самых просматриваемых ТВ-каналов у нас были "Первый Балтийский", "НТВ Мир", и RTR Planeta Baltija. Правда, после запрета число их зрителей заметно уменьшилось.
Однако всплеск популярности "ПБК Эстония" доказывает, что русскоязычные все-таки ищут возможность того, как в Латвии потреблять произведенное в России телевидение. Что же делать, чтобы привлечь эту аудиторию к просмотру передач на латышском или хотя бы к просмотру содержания на русском, но произведенного в Латвии?
Этому могло бы способствовать усиление местных новостей, так как бороться с недружественными Латвии каналами не реально, надо показывать то, что они отобразить не в состоянии.
"Именно местное содержание должно быть главным лекарством против дезинформации и антигосударственной информации", - уверен член правления Национального совета по электронным СМИ Патрикс Грива.
Увы, суммы, которые фигурируют в качестве поддержки латгальским телевизионщикам исчисляются скромными десятками тысяч.
Депутат Сейма и глава подкомиссии по СМИ Вита Анда Терауда заметила, что поменять привычки потребления содержания ТВ каналов - весьма непросто, особенно среди пенсионеров. Какой для них может быть стимул это делать?
Они не меняются, они умирают
Эксперт Мартиньш Капранс также весьма пессимистичен по данному поводу: "Традиции использования СМИ очень трудно изменить. Как и другие традиции. Особенно, если говорить о людях, которые старше 50-60 лет... Здесь в одни ворота - они смотрят только российские каналы. И там можно слышать выраженную точку зрения, прославляющую российскую властную элиту. Мы не можем ожидать, что за пару лет сможем кардинально поменять десятками лет установившуюся традицию".
Как и Грива, Капранс считает, что в производстве развлекательных передач, в которые в России инвестируют миллионы, латвийским каналам конкурировать нету смысла. Надо создавать местный контент, который с удовольствием смотрели бы и латвийские русские: революции не будет, но улучшить ситуацию надо пытаться.
В то же самое время, есть еще один аспект - финансовый. "Инвестировать в стареющую аудиторию? Коммерческие интересы тут, на мой взгляд, капитулируют. - Утверждает Капранс. - Но что-то надо делать. Использовать телеканалы ReTV или ТV24? Но Сейм не разрешает расширять каналы содержанием на русском языке".
Вообще, несмотря на то, что многие опрошенные русские, особенно в приграничных районах, знают латышский плохо, власть и эксперты считают, что создавать контент на русском в Латвии не нужно. Даже переводить на русский латышское содержание, чего хотели бы многие местные.
Тем не менее, несмотря на пессимизм, участники дискуссии нашли оптимальный, и самое главное, бесплатный выход. Как указывает Капранс, единственным и самым эффективным способом станет естественная смена поколений во время которой число пожилых уменьшится и останется меньше тех, кто смотрит каналы "восточной пропаганды", так как большинство перейдет на потребление новостей в интернете.
Среди русских, которые уже так делают, 25-30% ищут информацию и на латышском языке. Это означает, что языковой барьер со временем исчезает и русские могут получать "правильную" информацию.
Особенно стремительно процессы депопуляции происходят именно в Латгалии, а значит, скоро российским и белорусским медиа некем будет манипулировать в наших приграничных районах, радуется Капранс.
Гобземс - троянский конь демократии?
Бенс Латковскис в Neatkarīgā рассуждает о том, кому, собственно, выгодны акции протеста, устраиваемые депутатом-популистом Алдисом Гобземсом.
С одной стороны, это плохо организованное мероприятие без серьезного сценария, цели и смысла. Но с другой - лояльные властям используют Гобземса не меньше, а возможно даже больше, чем критики правительства. Он для них вроде индульгенции за все грехи - вы действительно хотите, чтобы к власти пришли такие элементы? Ответ как будто очевиден: конечно, нет! Тогда лучше пусть останутся те, кто есть.
Выдвинув на первый план Гобземса, власть под его прикрытием может делать все, что хочет, потому что на фоне Гобземса это будет выглядеть приемлемо. Особенно, когда большая группа правительственных клакеров в социальных сетях и СМИ пищит, свистит, издевается над любым, кто позволяет себе не так высказаться об их любимом правительстве Кариньша / Павлютса.
Автор сравнивает действия полиции по контролю за протестующими в Латвии и России. Выскочившая у начальника нашей Госполиции Арманда Рукса невероятно высокомерная фраза о том, что "если строители начнут читать Сатверсме, то тоже появятся интерпретации.", открывает простую, но не совсем приятную правду - "мент" остается "ментом", даже если у него чин полковника.
Симпатии автора на стороне свободолюбивых людей (речь не о самом Гобземсе). И в понедельник у Рижского замка собрались именно такие люди. Ясно, что их решимость, готовность сказать "нет" сами по себе вызывают огромный дискомфорт в глазах пугливых, покорных людей, которые всегда готовы исполнить любую нелепость, которую их заставляют сделать сверху.
Реакция этих людей на непослушание свободолюбивых людей всегда одинакова - как они посмели? Что они позволяют? Что они себе вообразили?
Конечно, нет ничего проще, чем назвать Гобземса клоуном, нарциссом, который одурачивает людей. Отчасти с такой оценкой можно согласиться, но встать на сторону правительства или, что еще хуже, разозлить людей, которые позволили себе протестовать, значит поддержать реакцию, притеснения и несвободу.
Тот факт, что дух протеста в латвийском обществе рахитично дегенерировал и хорошим тоном считается тихо смиряться, не является чем-то таким, чем можно гордиться. Это подчинение власти в значительной степени позволяло политическому классу делать "все что угодно" в течение многих лет, не встречая какого-либо значительного сопротивления.
Увы, Латковскис прогнозирует, что выборы в Сейм в следующем году будут за консервативными партиями. Во многом это вина Гобземса. Его лидерский талант слаб. Хотя бы потому, что, если отбросить хамство, ругательства, брань, в сухом остатке не раскрывается никакая глубокая, продуманная программа.
Приходится почти согласиться - пустой горлопан, который просто развлекается. Которому нравится действовать в роли политического клоуна, быть в центре внимания, думать, что он руководит процессами, что он лидер. Конечно, это всего лишь его фантазии. Но сам протест - здоровое явление и заслуживает поддержки хотя бы потому, что он заставляет власть хотя бы немножко считаться с обществом.
Не секрет, что и для власти Гобземс - это просто дар небес. Как маловероятную автор расценивает версию, что Гобземс ведет договорную игру с "Единством", хотя на игру очень похоже.
Почему полиция уделяет так много внимания этому событию? Цель проста: показать, что против правительства протестует меньшинство, что протестующие маргинализированы, что заблудившийся в трех соснах народец льет воду на мельницу враждебных нашей стране сил, поэтому надо объединиться с национальным лидером и его кликой, которые на фоне Гобземса выглядят уважаемыми государственными мужами/женами.
Как долго латвийцам платить за энергетический балаган?
Уже несколько месяцев жители и предприниматели в Латвии переживают резкий рост цен на энергоносители. Чиновники успокаивают нас, что это нормальная рыночная ситуация, спрос на энергоресурсы на рынке сильно вырос, а предложение сократилось. Но никто не говорит, что рынок электроэнергии рухнул, возмущается читатель Pietiek.com.
Судя по статистике, никакого дикого роста спроса не заметно. Все как обычно, изменение на несколько процентов. Заявления независимого оператора AST совсем странные - нет ветра и солнца, дорогой природный газ, некоторые теплоэлектростанции ремонтируются (странное заявление, потому что ТЭС ремонтируются летом и эксплуатируются зимой). Главное состоит в том, чтобы люди верили в это и послушно оплачивали свои счета.
И никто ведь не говорит, что рынок электроэнергии рухнул. Это случилось уже в тот момент, когда перестала работать Игналинская АЭС. Не ввели никаких замещающих генераторов. И теперь весь Балтийский регион испытывает нехватку электроэнергии.
Как спасение были созданы международные соединения Литва-Швеция и Эстония-Финляндия. Какое-то время это работало, так как была доступна энергия, производимая норвежской гидроэлектростанцией. Но, ох, злые норвежцы построили свои соединения с Великобританией и Германией, и электричество утекло в другом направлении.
Наш оператор этого не видит и утешает нас какими-то глупостями. Основная цель деятельности - выпуск облигаций, что в простонародье означает получение денег в кредит на определенный период времени. А ведь было бы лучше создать межсетевое соединение со Швецией, чтобы подключиться к зоне атомной электростанции!
А что происходит на рынке? Фактически Latvenergo и Eesti Energia являются единственными производителями энергии. Немного Литва. Таким образом заявки размещаются на рынке оптовиками, а энергия покупается розничными торговцами. Схема простая, Latvenergo продает электроэнергию на бирже, Elektrum тоже покупает на бирже. Как и эстонцы и литовцы, и Скандинавия больше не управляет рынком.
Latvenergo основывает свою цену на дорогом газе, но не может объяснить, когда и по какой цене он был закуплен. Latvijas gāze также сообщает, что из-за неожиданного прихода холодной зимы дешевый газ израсходован и теперь остался только дорогой. И тарифы увеличиваются вдвое!
Регулятор не видит никаких нарушений, так как есть свободный рынок газа, на котором "Газпром" и "Итера" конкурируют за поставки. Бедный у нас рынок как газа, так и электроэнергии.
И давайте не будем забывать о латвийском государстве, которое собирает налоги со всей этой деятельности — и НДС, и акциз, и налог на прибыль падают в государственную казну, и денег больше, чем когда-либо! Но остается один главный вопрос! Как долго продлится этот балаган? Как долго латвийцы будут платить за бездействие и ошибки компаний и глав государства?.