РИГА, 27 ноя — Sputnik, Андрей Солопенко. Латвийское бюро Европарламента заказало у Центра исследований SKDS опрос населения, желая выяснить узнаваемость избранных европарламентариев. И как оказалось, если одним евродепутатам практически не надо беспокоиться о том, как напомнить о себе избирателям, то другим за оставшееся время до выборов предстоит огромная работа в этом направлении, если они желают вновь получить заветный мандат на грядущем голосовании.
Тройка узнаваемых лидеров
Латвию в Европарламенте представляют восемь евродепутатов, избранных по спискам пяти различных политических сил. И наиболее узнаваемым европарламентарием является экс-мэр Риги Нил Ушаков, для которого выборы в 2019 году стали первыми, когда он избрался в этот законодательный орган Евросоюза.
Ушакова вспомнили 56% опрошенных граждан Латвии и по известности он смог заметно обойти всех своих коллег, в том числе и тех, кто заседает в Европарламенте куда более долгий срок.
Ушаков был наиболее популярен во всех социально-демографических группах. Его фамилию назвали как большинство русскоязычных граждан (66%), так и те, кто в основном говорит в семье на латышском языке (52%). Также он оказался самым узнаваемым в Риге (61%), что и логично, ведь он почти десять лет руководил этим городом.
Хотя и в других регионах страны его известность была не намного ниже и только в Курземе не достигла 50%. Кроме того, он известен почти во всех возрастных группах. Лишь среди самых молодых – от 18 до 24 лет – Ушакова знали только 32%, но по сравнению с другими депутатами это лучший результат.
В то же время занявшую второе место европарламентария Сандру Калниете, работающую в данной европейской институции с 2009 года, знают куда меньше респондентов.
Ее смогли вспомнить только 27% латвийских избирателей. При этом она оказалась более известна у латышскоговорящих граждан – 35% представителей данной группы вспомнили ее фамилию, тогда как среди русскоязычных она популярна почти в четыре раза меньше.
Калниете лучше знают в сельской местности (32%), а в других городах (25%) и Риге (25%) она известна хуже.
Третье место заняла Татьяна Жданок, сумевшая избраться в Европарламент четыре раза. Ее узнаваемость составила 24%.
Как и следовало ожидать, она, наоборот, более известна среди русскоязычного избирателя (29%), но в то же время и латышскоговорящие граждане ее тоже довольно неплохо знают (22%).
Кроме того, Жданок лучше всего узнаваема у жителей Риги (28%) и Видземе (26%), а также среди граждан старше 55 лет (30%), тогда как в других регионах страны и более молодые респонденты ее знают гораздо меньше.
Не особо известные евродепутаты
Остальные латвийские европарламентарии пользуются значительно меньшей узнаваемостью среди электората.
Заседающий в Европарламенте с момента вступления Латвии в ЕС в 2004 году Робертс Зиле знаком лишь 21% избирателей. При этом, несмотря на его долгий опыт работы, по популярности Зиле ненамного опередил своего коллегу Андриса Америкса. Его фамилию смогли вспомнить 18% граждан, хотя он заседает в Европарламенте лишь чуть более двух лет, впервые избравшись в 2019 году.
Такая же узнаваемость в 18% и у Инесе Вайдере, котора как и Зиле без перерыва является европарламентарием с 2004 года, тем самым показывая, что большой срок пребывания в депутатском кресле не всегда гарантирует известность со стороны избирателей.
Вайдере, как и Зиле более популярны среди латышскоговорящих граждан и сельского населения. В то же время Америкс, наоборот, преимущественно известен русскоязычным жителям и рижанам, а в других регионах Латвии его узнаваемость заметно ниже.
В то же время двое оставшихся латвийских евродепутатов, избранных впервые в 2019 году, не могут похвастаться и такой популярностью среди избирателей.
Политолога Иварса Иябса сумели вспомнить только 13% граждан страны, а его коллегу экс-министра культуры Даце Мелбарде знают и того меньше – всего 5%.
При этом, что интересно, несмотря на работу в Латвийском университете, находящемся в Риге, Иябс больше популярен в Видземе, Курземе и в сельской местности в целом, чем в столице. Также он больше знаком людям среднего и старшего возраста, чем молодежи, часть из которой могла его знать как преподавателя.
Вообще молодые избиратели хуже знают всех евродепутатов. 55% респондентов в возрасте 18–24 лет не вспомнили ни одного, но по мере роста прожитых лет эта тенденция снижается.
Также интересно, что если у русскоязычных на слуху лишь Нил Ушаков, Татьяна Жданок и Андрис Америкс, за которых они больше голосовали, то латышскоговорящим респондентам в целом известны все восемь политиков.
Еще на узнаваемость влияет образование и уровень доходов – намного лучше знакомы фамилии парламентариев лицам с высшим образованием и высокими доходами, которые, судя по всему, и определят итоги очередного голосования.
В ожидании следующих выборов
Конечно, новые выборы Европарламента не находятся в актуальной повестке дня латвийской политики, ведь по плану они должны пройти только в 2024 году. Однако избирателей также спросили, какова вероятность, что они придут на выборы.
Ведь, как известно, прошедшее в 2019 году голосование отличилось очень низкой явкой – к избирательным урнам пришли лишь 33,5% граждан, показав, что абсолютному большинству населения Латвии эти выборы не интересны, а значит, некоторым евродепутатам явно следует задуматься, как привлечь на участки свой электорат, чтобы гарантировать переизбрание.
Согласно опросу определенно готовы пойти голосовать только 18% опрошенных, тогда как еще 33% склоняются к этому. Так что в целом дойти до участков может 51% избирателей, и это довольно неплохо. Однако следует помнить, что результаты опросов всегда заметно выше реальной активности.
В связи с этим к избирательным урнами явно придут заметно меньше половины граждан, имеющих право голоса и поэтому интересно посмотреть, для каких же социальных групп данное голосование может быть более приоритетным.
Как оказалось, вероятность принять участие в выборах Европарламента, сильно связана с уровнем доходов респондентов. 64% лиц с высокими доходами на одного члена семьи в той или иной степени рассматривают возможность пойти на выборы. Тогда как у лиц с низкими доходами на одного члена семьи к этому склоняются только 34%.
Эта группа опрошенных, наоборот, больше думает не идти на выборы – 52% людей с низкими доходами скорее или определенно не пойдут голосовать.
Кроме того, заметно выше уверенность в необходимости идти голосовать у образованных респондентов. Более половины из них заявили, что примут в них участие, тогда как люди с основным или средним образованием склонялись к этому ответу реже.
Вероятность похода на выборы увеличивается при повышении возраста. Среди молодых от 18-24 лет не пойдут на выборы 42%, а у лиц от 64-75 лет – 27%. Поэтому до избирательных урн, скорее всего, быстрее дойдут пожилые, образованные и граждане с высокими доходами, за голоса которых, судя по всему, и будут бороться действующие европарламентарии.