РИГА, 16 ноя — Sputnik. Программа латвийского ТВ Nekā personīga ("Ничего личного") обнародовала шокирующие подробности судьбоносного заседания кабинета министров, предшествовавшего беспрецедентной волне заболеваемости и смертности от COVID. Посмотрев передачу, депутат Сейма Викторс Валайнис (Союз зеленых и крестьян) предложил отправить это правительство в отставку.
Министры сказали спасибо экспертам, предупреждавшим о фатальном развитии событий, и самонадеянно заявили: "Решаем здесь мы". И понятно, почему глава кабинета Кришьянис Кариньш ("Новое Единство") впоследствии не сдал министра здравоохранения Даниэля Павлютса ("Для развития/За!"). В этой компании были крокодилы позлее: министр финансов Янис Рейрс ("Новое Единство"), министр образования Анита Муйжниеце и министр благосостояния Гатис Эглитис (оба – Новая консервативная партия). И наказание отставкой не будет для них чувствительным: они вернутся в Сейм как депутаты. Но свое лицо они показали, и вы можете в этом убедиться.
"Нынешней осенью в Латвии скончались более тысячи COVID-пациентов, - напоминает программа. - Общее число жертв относительно размера населения стало 30-м крупнейшим в мире. Часть людей можно было спасти в начале октября, когда было подготовлено решение ввести строгие ограничения на передвижение на три недели. Политики за закрытыми дверями отвергли этот сценарий. Как и прогнозировали эксперты, через две недели ситуация стала такой катастрофической, что пришлось пойти на локдаун.
Судьбоносное заседание было записано, однако треку был присвоен статус ограниченного доступа. После официального заявления и вмешательства четырех институций программа Nekā personīga получила разрешение ознакомиться с 11-часовой записью, но не делать ее публичной. Однако мы считаем, что общество имеет право знать причины, почему, невзирая на ясные предупреждения медиков и экспертов, кабмин решил не оберегать своих сограждан от болезни и смерти. Запись свидетельствует, что министров больше волновала их популярность, нежели выход из кризиса".
Прочитав описание дискуссии, можно убедиться, что тележурналисты довольно обтекаемо оценили действия политиков. На деле те были озабочены не собственной популярностью, которую они оценивают весьма трезво, а выполнением плана вакцинации и обещаний тем, кто в него поверил.
Злились и искали виноватых
"В начале октября больницы быстро заполнялись пациентами с COVID, здравоохранение готовилось прекратить плановые услуги. На переговорах партий правящей коалиции превалировало мнение, что нужно ввести ограничения, но только для невакцинированных, - говорилось далее в телепрограмме. - 5 октября на заседании Совета по кризисному управлению собрались министры и эксперты. Ситуация с COVID-19 была плохой и становилась все хуже.
Эпидемиолог Юрий Перевощиков прогнозировал около 2700 заболевших в день уже на следующей неделе (этот прогноз полностью подтвердился - ред.), что обеспечивало полное заполнение больниц к концу октября. В отличие от ситуации прошлой зимы, пациентов с обычными заболеваниями тоже стало больше, так как долгое время не было доступно плановое лечение.
Руководитель Центра медицины катастроф Дита Хейберга сообщила, что придется сортировать пациентов и просить международную помощь для их отправки за границу.
Министры злились и искали виноватых. Виноватыми министрам казались "антиваксеры", по отношению к которым они начали придумывать репрессии, упражняясь, кто сможет сделать это больнее для людей.
Министр юстиции Янис Борданс (НКП) спросил, не надо ли заставить невакцинированных платить за лечение в больницах? Кариньш предложил включить в алгоритм сортировки признак получения вакцины.
"К реальности министров вернул Каспарс Друваскалнс – единственный работник секретариата Совета, – продолжает Nekā personīga. – Он презентовал разработанную вместе с экспертами программу ограничений, более жесткую, чем министры планировали ранее:
• начать на 2 недели раньше школьные каникулы;
• "удаленка" всем, кому можно;
• запрет развлекательных и культурных мероприятий;
• запрет общепита в очном режиме
• запрет собраний
• доступ невакцинированных только к магазинам и услугам первой необходимости".
Министр сообщения Талис Линкайтс (НКП) не сдержал эмоций: "Я пытаюсь быть конструктивным, хотя мне трудно найти приличные слова, прослушав презентацию Друваскалнса. По мне, если мы эту концепцию примем, то можем идти по домам, потому что все лето говорили одно, а теперь предлагаем что-то другое".
Его поддержал министр защиты среды и регионального развития Артурс Томс Плешс ("Для развития/За!"): "Я не вижу, как мы через три недели сможем все открыть. Мы обществу уже долгое время рассказывали, что единственный путь к более свободной жизни, защите себя и близких – это вакцинация, и это означает то, что вакцинированные должны свободнее наслаждаться жизнью!"
Министр культуры Наурис Пунтулис (Национальное объединение) возмутился, почему надо запрещать мероприятия, ведь работники сферы развлечений, как и зрители, соблюдают "зеленый режим".
Не всех вылечим
"Министр здравоохранения пытался убедить коллег, что ситуация хуже, чем они думают, - констатирует Nekā personīga. – Неизбежно Латвия станет лидером по инфицируемости и заполнению больниц в Европе. Вопрос лишь в том, будет ли это так же ужасно, как при начале пандемии в Италии и Испании.
Тем не менее Павлютс тоже хотел сохранить преимущества вакцинированным. И министры один за другим начали рассуждать о так называемом зеленом локдауне, предусматривающем притеснения только для непривитых.
Министр финансов Янис Рейрс ("Новое Единство") сравнил ситуацию со школьным классом, где на "камчатке" сидят те, кто не платит налогов, не прививается и возмущается. Они двоечники, но за них отдуваются отличники".
"Мы сейчас на деле поддерживаем невакцинированных. Мы говорим: вы правильно сделали! И подливаем масла в огонь тем политикам-"антиваксерам", которые пытаются строить на этом свой политический капитал, и таким образом теряем людей, способных рассуждать здраво", - витийствовал Рейрс.
Присутствующие медики и эксперты напомнили собравшимся: речь идет о жизнях, а не о том, чтобы проучить "антиваксеров".
Премьер предложил действовать так, чтобы в момент, когда больницы будут переполнены, можно было сказать, что сделано все возможное.
В заседании совета объявили перерыв до 7 октября.
Неприятные сценарии
Собравшись снова, министры столкнулись с очередным ухудшением ситуации и подготовленными экспертами сценариями действий, ни один из которых им не понравился. Прогнозы говорили о том, что действовать надо немедленно, иначе стационарная помощь может понадобиться для 6100 человек одновременно (этот прогноз не реализовался - ред.).
Профессионалов представлял Никита Троянский из Центра контроля и профилактики заболеваний, которого Янис Рейрс упрекнул в том, что он обрисовал "в два раза худшую ситуацию, чем в любой европейской стране в худшие времена".
Премьер-министр был готов согласиться с аргументами экспертов, но встретил ожесточенное сопротивление.
Министр здравоохранения Павлютс пытался затянуть принятие решения "до получения дополнительной информации".
Премьер Кариньш прояснил: "Если министр здравоохранения не говорит, что нужно, я скажу: когда начнут публиковаться цифры умерших и станет ясно, что мы, зная о потенциальном риске, не сделали всего, чтобы его предотвратить, я не знаю, как мы в качестве министров сможем продолжать свою работу, любой из нас".
Главу кабинета волновали разногласия в правительстве и критика со стороны медиков. Поэтому министр благосостояния Гатис Эглитис (НКП) предложил продолжить дискуссию в узком кругу, без экспертов.
Шоковая терапия
Министр образования Анита Муйжниеце предположила: "Наше общество это не проглотит. Мы точно получим коалицию вакцинированных и "антиваксеров". Именно так и будет. И вопрос, что делать. "Зеленый" локдаун мотивирует вакцинированных в комплекте с обязательством платить за лечение по полной программе, здесь я нетипично цинична. Пусть платят государству несколько лет. Это шоковая терапия. Да, звучит очень, очень ужасно, если даже сказать, что нужно заплатить 200 или 100 евро, это не ОК для большинства. Но, возможно, шок нужен обществу".
Фантазии на репрессивную тему продолжил Рейрс: "Больниц и так всем не хватит, поэтому я полностью за полевой госпиталь. Надо его создать и сообщить: невакцинированных будут лечить там, а вакцинированных в обычных больницах. И пусть невакцинированные платят за лечение. Хорошо предложила Анита: выставим счета, а потом подумаем о скидках".
Плешса радикализм встревожил: "Для полноты картины нам не хватает понимания настроений в обществе, насколько хватит его терпения, каковы пределы терпения сейчас".
Один за другим министры присоединялись к мнению, что строгие ограничения невозможны. Они не мотивировали бы вакцинированных, ситуация в больницах все равно оставалась бы драматичной и правительство не смогло бы обосновать отмену ограничений впоследствии.
"Кариньш в своем правительстве остался в меньшинстве", - сообщает Nekā personīga.
Торги со смертью
"Может быть, начать с жесткого режима, а через три недели перейти на "зеленый"? – предложил премьер.
"До сих пор нам не слишком удавался диалог с обществом", - возразил министр обороны Артис Пабрикс ("Для развития/За!").
"Извиняюсь, в нашей коммуникации только один недостаток – каждый говорит, что хочет, - обиделся премьер. – Нам не нужно пенять на коммуникацию. Это наша коллективная ответственность".
"Если мы более или менее доверяем результатам моделирования, у нас нет вариантов, –рассуждал Павлютс. – Как мы можем объяснить, что правительство приняло другое решение, а не то, что предусматривало меньше смертей? В свою очередь, послушав аргументы коллег, я не могу сказать, что мне неважно, что случится с мотивацией вакцинироваться, как мы выйдем из жесткого сценария. Я согласен с премьером: если начать с мягкого варианта и кривые пойдут вверх, будет выглядеть, что мы с опозданием ввели жесткие меры, плохими окажемся мы, это факт".
"Когда через 3-4 недели покажут индийские варианты, как несколько человек сидят у одного кислородного баллона, и мне скажут - вам же говорили, что так будет! Мы не сможем оправдаться", - заметил Кариньш.
Министр финансов Рейрс напомнил, что государственный долг приближается к 53% ВВП, и локдаун будет стоить экономике 100 миллионов евро в день и "бизнес остановится" (позднее министр оценивал весь локдаун в 200, а не в 100 миллионов в день - ред.).
"Министры стали искать способы, как обосновать медикам отказ от жесткого сценария, чтобы те не стали их публично критиковать, - продолжает Nekā personīga. – Павлютс напомнил, что от такого сценария министры ушли далеко, и пообещал публично сообщить, что согласился с другими членами правительства, выбрав сценарий, где будет больше смертей.
Кариньш упрекнул министра здравоохранения, что тот ничем не аргументировал жесткий сценарий".
Министр иностранных дел Эдгарс Ринкевичс поддержал Павлютса: ссориться с медиками нехорошо. Получится то, что всегда, и чего правительство хочет избежать: интервью, комментарии, сообщения с различными интерпретациями. "Но никто нас от ответственности не освободит", - подчеркнул он.
"Если мы не договоримся, президент нас сделает козлами отпущения. Это надо признать. Ни один вариант не спасет систему здравоохранения, которая рано или поздно столкнется с очень, очень тяжелыми проблемами", - предположил Кариньш.
"Даже если бы президент нас собрал и превратил в козлов, это было бы еще хуже системе власти, поскольку вряд ли президент может нас собрать, - возразил Ринкевичс. - Что мы в таком случае продемонстрируем? Что ни исполнительная власть, ни глава государства, ни Сейм не способны управлять. Kризис – лучший подарок нашим друзьям за рубежом. Если мы продемонстрируем свою недееспособность, ее, возможно, даже этот конь в Минске попробует использовать. Так что давайте сосредоточимся, потому что у меня для вас плохая новость – если мы рухнем, то по крайней мере пять месяцев нам придется работать, потому что никто сейчас прийти в правительство не хочет".
Сами с усами
Успокоившись, министры опять начали искать успокоительные решения. Артис Пабрикс предложил "крендель для тех, кто вакцинировался, и был сознательным гражданином". "В этом аспекте аргументация самих экспертов была очень слабой! Правительство состоит из нас, а не из экспертов! Они, в конце концов, видят только узкие ведомственные интересы. Пусть дают советы политикам, а руководители государства будут принимать решения".
"Есть прогнозы экспертов, а мы как правительство нашли целую кучу аргументов, как "зеленый режим" сделать таким же эффективным, и это наши прогнозы", - бодрился Наурис Пунтулис.
"Все верно, но надо попытаться отвлечь удар артиллерии от себя. Снайперские выстрелы неизбежны. Главное, чтобы не было автоматического и пушечного огня, - сыпал метафорами дипломированный филолог Кариньш. – Нам надо попытаться, чтобы к экспертам прислушались, и убедить их самих, чтобы не выступали против нас открыто. Если Даниэлю это будет трудно, то для меня – практически невыносимо".
Поздним вечером к политикам опять присоединились эксперты, однако убедить их в правоте правительства так и не удалось. Руководитель экспертной группы настаивал, что полумеры приведут к более жесткому локдауну в будущем. И сомнительно, что какое-то государство захочет помогать Латвии, если у нас будет продолжаться наслаждение культурными мероприятиями. Министр культуры возразил, что нет ни одного подтвержденного случая заражения COVID-19 в театре.
Вице-президент Латвийского общества врачей Робертc Фурманис предложил политикам всю вину в глазах общества переложить на медиков.
После этого Гатис Эглитис поблагодарил экспертов: "Мы вас услышали, но решение за нами". Талис Линкайтс заявил, что мнение экспертов понятно, но "решения здесь принимаем мы".
"На следующий день, 8 октября, правительство приняло сценарий "зеленого" локдауна, - подводит итоги Nekā personīga. – Через полторы недели количество пациентов с COVID-19 в больницах достигло 1200. Правительству пришлось принять более строгие ограничения, чем ранее планировалось.
На заседании премьер призвал медиков и экспертов высказывать свои возражения внутри, а не публично. Несогласовнные сообщения вредят как правительству, так и экспертам, утверждали политики. В то же время действовали они вопреки рекомендациям.
Ни один из медиков не поддержал решение правительства на заседании. После него единственный работник секретариата Совета по кризисному управлению и его руководитель Каспарc Друваскалнс в интервью Nekā personīga раскритиковал действия кабинета министров и за это был отстранен от работы по вопросам COVID".