Молодые семейные врачи отказываются ехать в Видземе

В Видземе, где находятся пять из десяти крупнейших практик семейных врачей в Латвии, стало еще на одного врача меньше
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
РИГА, 10 ноя — Sputnik. В Айзкраукльском крае у жителей Сецской волости и отдельных районов Яунелгавы уже два месяца нет собственного семейного врача, сообщает передача "Сегодня вечером" на LTV.
В центре Сецской волости Айзкраукльского края, в так называемом аптечном доме, долгое время располагалась практика семейного врача. Но с осени единственная, кто оказывает здесь медицинские услуги, — это фельдшер Ядвига Бакуте, проработавшая в практике семейного врача 31 год. Заменить семейного врача она, однако, не может.
"Полномочия у меня не те. Семейный врач назначает пациенту анализы, отправляет на исследования. Я же могу вас послушать, давление измерить, сказать, какой пульс", — говорит Ядвига.
Работу семейных врачей в Латвии парализовали школьники
Семейный врач, которая раньше работала в Сецской волости, а также обслуживала людей из соседнего края, переехала в Талсинский край по семейным обстоятельствам и забрала с собой медсестру. Теперь пациенты могут записываться к врачу Селпилсской волости или искать помощи в городах.
"В Селпилс мы можем поехать в 12:00. А в 15:30 обратно. Но та врач, к который нам предлагают записаться, не живет у шоссе. Если своего транспорта нет, то еще несколько километров нужно идти пешком. А если искать в другой стороне — в Айзкраукле — то там все практики переполнены", — говорит жительница волости Элита Бровацка.
Жители собрали 120 подписей под письмом с просьбой отдать их практику другому семейному врачу и отправили это письмо в краевую думу, Минздрав и Национальную службу здравоохранения.
"Система в государстве работает так, что без семейного врача ты практически никуда не можешь попасть. Везде нужны направления", — говорит Арнис Менцендорфс, глава волостного центра услуг.
Это не деревня: молодым семейным врачам расскажут про Екабпилс
В Национальной службе здравоохранения говорят, что в списке ожидания нет ни одного семейного врача, который был бы готов поехать в Айзкраукле. Как бы самоуправление ни уговаривало, молодые врачи в регионы не едут.
"Мы были на переговорах в университете Страдыня. Там с той же проблемой была и Валка. И в Латвийский университет писали. В Яунелгаве есть трехкомнатная квартира. Мы могли бы часть коммунальных платежей покрывать, так же, как мы это делаем в Скривери. Но тех, кто в этом году выпускается, это не заинтересовало", — сетует Андрис Залитис, заместитель председателя думы края Айзкраукле.
В самой Яунелгаве ситуация получше — уехавший врач был не единственный в городе. К тому же есть шанс, что в этом году новый семейный врач появится в соседнем Огрском крае, в Бирзгале. Возможно, он согласится принять и соседей.
Семейный врач имеет право отказаться регистрировать пациента, который находится вне его района работы, а также в случае, если у врача уже полная практика — 800 детей или 1 тысяча 800 взрослых. При этом средний размер практики семейного врача в Латвии — 1 тысяча 557 пациентов, один из самых высоких в ЕС.
Сколько семейных врачей и стоматологов в Латвии отказались привиться
Но и это не предел. По данным министерства здравоохранения, в Латвии пять практик семейных врачей, где более 4 тысяч пациентов. Первое и второе места — 6 тысяч 382 и 6 тысяч 82 пациента соответственно — в Видземе, где находятся пять из десяти крупнейших практик страны.
В 19 регионах Латвии нет ни одного семейного врача, и ситуация будет только ухудшаться. По данным на 1 апреля 2020 года, договоры с Национальной службой здравоохранения заключили 1 тысяча 275 семейных врачей. Почти треть из них уже достигла пенсионного возраста, почти каждому десятому — более 70 лет.
Накануне стало известно, что Национальная служба здравоохранения разорвала договор с семейным врачом в Кулдиге из-за ее отказа прививаться от COVID-19. Полторы тысячи пациентов придется распределить по другим практикам семейных врачей. Самоуправление ищет резидента, который был бы готов работать под присмотром семейного врача во время резидентуры, а после остался работать в городе, в предоставленной самоуправлением квартире.